|
|
N°175, 24 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сядут, договорятся
Изменится ли сумма от перемены мест слагаемых тандема
Проблема-2012 неожиданно стала темой номер один в российской политике после ряда публичных заявлений, последовательно сделанных членами правящего тандема -- сначала премьером Владимиром Путиным, а затем президентом Дмитрием Медведевым. По мнению политологов, опрошенных "Временем новостей", конструкция правящего тандема в России может остаться и после 2012 года, но при этом видоизмениться.
Не прошло и двух лет после последних президентских выборов, как экспертное и политическое сообщество вновь начало лихорадочно гадать -- кто следующий? Тем более что избравшийся на пост главы государства в 2012 году будет в этой должности уже не четыре года, а как минимум шесть лет.
Начало всероссийскому гаданью на кофейной гуще положила встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» 11 сентября, когда премьер ответил на вопрос американского политолога Николая Злобина о том, будет ли он с Дмитрием Медведевым конкурировать на следующих выборах. «А мы разве конкурировали в 2008-м? -- удивился глава кабмина. -- Вот и в 2012-м конкурировать не будем. Мы договоримся, потому что мы люди одной крови и одних политических взглядов».
Несколькими днями позже участники клуба задали аналогичный вопрос и президенту, и тот попытался несколько смягчить смысл слов своего коллеги по тандему. «Это не значит, что мы что-то предрешаем, но как ответственные люди мы должны друг с другом договариваться по каким-то вопросам», -- так глава государства истолковал слова г-на Путина слушателям.
Несколько более развернутое толкование будущему отношений в тандеме г-н Медведев дал в интервью телеканалу CNN в минувшее воскресенье: «Если говорить об ответственных политиках, представляющих одну политическую силу, а мы с премьером Путиным, естественно, представляем одну политическую силу, то при принятии таких решений, будь то 12-й год или 17-й год, необходимо смотреть на реальную ситуацию». При этом г-н Медведев упомянул, что кандидата на должность президента выдвигает партия -- таким образом, круг «договаривающихся» существенно расширяется. В том же интервью Дмитрий Медведев заявил, что не собирается в доказательство своих президентских полномочий увольнять Владимира Путина и что с премьером ему работается "комфортно".
Однако круги от слов премьера продолжали расходиться. С критическими комментариями относительно возможности«договоров» счел нужным выступить даже первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. «То, что сейчас премьер-министр Путин поднял тему 2012 года, я думаю, рано, -- сказал он в интервью телеканалу ВВС. -- При этом разговоре все свелось к тому, что «мы сядем и договоримся». Но если и надо с кем-то договариваться, то это с избирателями, с народом. А что-то народ отсутствовал при этом разговоре».
«Впервые происходит такое, что премьер говорит, а президент это комментирует», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» директор агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. По его мнению, «для элиты очень важно, кто будет президентом, кто премьером, так как часть элиты больше завязана на одного, часть на другого, но для общества абсолютно все равно».
«У власти будет тандем, в какой конфигурации, все равно, уж как договорятся, -- полагает г-н Хомяков. -- Если Путин станет президентом в 2012 году, Медведев будет премьер-министром». По мнению эксперта, смысл мессиджа, который как г-н Путин, так и г-н Медведев постарались передать элитам, заключается в постулате о нераздельности тандема: «Попытки отдельных представителей политического класса вбить клин между ними совершенно напрасны, им прямо говорят -- не суетитесь ребята, раскола не будет, мы договоримся». Таким образом, от перемены мест слагаемых тандема его политический вес, по мысли г-на Хомякова, измениться не должен.
Иначе видится механизм действия тандема руководителю аналитического департамента Центра политических технологий Татьяне Становой. «Изначально конструкция придумывалась с нацеленностью на то, что в течение разных сроков будут сменять друг друга лидеры, действующие в одной связке: один-два срока Путин, один-два срока Медведев», -- полагает г-жа Станова. Однако участники тандема не вполне равны: именно он может заменить второго участника. «Если Медведев переизбирается, Путин остается премьером, -- считает г-жа Становая. -- Но если избирается Путин, то чтобы премьер составил с ним тандем, он должен иметь сопоставимый с Путиным политический вес, а такого веса даже сам Медведев не набрал». «Устройство тандема менее надежно, чем моноцентризм, -- подытоживает г-жа Становая. -- А Путин в Кремле -- это моноцентризм. Медведев в этом случае может занять другую позицию, для него также более возможным является вариант с уходом в бизнес».
Политолог Дмитрий Орешкин сомневается в самом базовом тезисе -- «одной крови» Медведева с Путиным. «Сейчас становится понятно, что Путин и Медведев идут в разные стороны, конкуренция между ними усиливается, -- сказал он. -- Не исключено, что договориться они все же не смогут и выдвинут каждый свою кандидатуру. Тогда будут задействованы настолько сильные рычаги давления, что выигравший уже не потерпит второго на месте премьера».
Впрочем, г-н Орешкин уточняет, что еще неизвестно, будут ли лидеры так уж стремиться к президентскому креслу в 2012 году. Многое будет зависеть от развития кризиса. «Когда экономика растет, популярность увеличивается, и каждому приятно отметиться -- мол, и я имею отношение к этому росту, -- отмечает г-н Орешкин. -- Но при экономической рецессии популярность снижается. А почему Медведев должен нести ответственность за ошибки, которые он не совершал? Любой политик в данной ситуации постарался бы дистанцироваться от ответственности». То же самое может относиться и к Путину.
Наконец, эксперт указывает, что на отечественных выборах большую роль играет административный ресурс: «Еще неизвестно, в чью сторону подуют региональные власти и избирательные комиссии».
Впрочем, Дмитрий Орешкин усматривает в самом досрочном обсуждении проблемы-2012 один позитивный момент: «Хорошо, что они говорят о выборах как о том, что должно произойти. Потому что вызывает опасение потенциальная угроза отмены выборов вообще».
Наталья РОЖКОВА