|
|
N°173, 22 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молодежные инвестиции
Абонемент Максима Рысанова в Малом зале Консерватории
Новое поколение музыкантов-звезд -- выходцев из России, делающих заметную карьеру на мировых сценах, возвращается в московские концертные будни, хотя для успеха на международном рынке визиты на Родину не являются обязательными. Участие в местной филармонической жизни пока еще не приносит восходящим звездам ни сопоставимых гонораров, ни сопоставимой славы, тесно связанной с качеством будущих ангажементов. Кажется, что концерты недавних выпускников российских музыкальных школ, а затем -- респектабельных европейских консерваторий и лауреатов престижных западных конкурсов больше важны для общего силуэта местной концертной практики (о выстраивании которого в более изощренном виде, нежели раньше, тщательно заботится Московская филармония), чем для них самих. Тем не менее успешная молодежь старается играть в Москве с завидным упорством одновременно рационального и экзистенциального свойства. Рациональные причины активного нежелания пропадать с карты местности (не считая возможности обыгрывать репертуар перед дружественной аудиторией педагогов и друзей-музыкантов) -- это долгосрочные инвестиции в концертную практику и публику. В докризисной Москве (когда верстались планы этого сезона) платежеспособный спрос на незатертые имена и названия постоянно рос. Содержание афиш менялось в сторону расширения репертуара, абонементы же раскупались все лучше. (В эти выходные, к примеру, стартовал цикл Башмета с ансамблем «Солисты Москвы», зал был полон привычно парадной публики, звучала между тем абсолютно изысканная раритетная программа из музыки Бриттена и остромодного английского композитора Уолрича, ну разве что с Гайдном на закуску.) Экзистенциальные причины для молодых играть в Москве -- возможность индивидуального творческого и более широкого продюсерского самовыражения, каковой участники европейских программ и фестивалей во многом лишены, играя в большей или меньшей степени то, что заказывают, и с тем, с кем заказывают.
Один из таких заметных фигурантов международной исполнительской сцены, альтист Максим Рысанов на днях открыл в Москве персональную абонементную серию с прицелом на фестивальный статус. Первый концерт Maxima-Fest с пианистом Яковом Кацнельсоном прошел в эти выходные в Малом зале Консерватории. Рысанов играл программу вполне традиционную по сюжету. Начал с тонкой выделки Баха, продолжил респектабельным по звуку Шуманом, исполнил очаровательную Джазовую сюиту болгарского композитора Добринки Табаковой (ее музыка уже неоднократно звучала в Москве на фестивале «Возвращение») и «Сцену прощания и смерть Джульетты» Прокофьева в обработке В. Борисовского. Финал -- Альтовая соната Шостаковича -- представил Рысанова как серьезного интерпретатора, хотя многочисленные поклонники здесь ждут от него скорее блестящего артистизма и свежих взглядов на репертуар, каковые в более подробном виде будут представлены в следующих программах цикла. Молодой европеец -- лауреат международных конкурсов, участник фестивалей в Локенхаузе, Пекине, Утрехте, Амстердаме, Дубровнике, Базеле, Оксфорде, Лондоне -- выкраивает его очертания сам, ювелирно вписывая их в свой и партнеров концертные графики.
Рысанов играет до ста концертов в год -- это и сольные, и камерные программы, и выступления с оркестрами. Его гастрольный график плотен, а среди партнеров -- Александр Лазарев, Василий Синайский, Миша Майский, Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Гидон Кремер, Виктория Муллова, Юлиан Рахлин, Жанин Янсен. В прошлом сезоне альтист дебютировал с ней в Нью-Йорке с Концертной симфонией Моцарта под управлением Иржи Белоглавека. Также в прошлом сезоне Максим Рысанов дебютировал на фестивале в Вербье, играл в Тбилиси, в Армении, в Кейптауне, в Эдинбурге репертуар от Канчели до Гайдна. В этом сезоне «молодого артиста года» по версии журнала Gramophon можно услышать в Москве с лично выбранными партнерами и музыкой.
-- Как возникла идея твоего филармонического абонемента?
-- Сначала мы обсуждали с Московской филармонией возможность мини-фестиваля из двух концертов. Постепенно идея переросла в абонемент: три концерта в сентябре, ноябре и апреле. Я давно мечтаю о своем фестивале, и на пути к нему это хорошая ступень. Надеюсь через год привезти кларнетиста Мартина Фроста, сыграть с ним несколько ансамблей. Впрочем, участников теперешнего абонемента созвать в Москву тоже нелегко, у всех чрезвычайно плотное расписание. Тех, кого я хотел, удалось собрать. Только виолончелист Борис Андрианов в последний момент отпал. Пока даже не знаю точно, кто его заменит. Со всеми приходится договариваться заранее: всех привезти и всем билеты оплатить очень трудно. Приходится рассчитывать на себя или на частных спонсоров.
-- Как складывались программы абонемента? Наряду с Бахом, Шубертом, Брамсом и Шостаковичем там есть сочинения Ч.-М. Лефлера и А. Клугхарта, чьи имена мало кому известны.
-- У меня практически полный карт-бланш. На концерт 3 апреля я очень хотел пригласить гобоиста Алексея Огринчука, и он предложил два трио для гобоя, альта и фортепиано. Я тоже этих имен прежде не встречал, и мы даже еще не смотрели ноты. Но Алексей говорит, что это хорошая романтическая музыка, а ему я доверяю. А во второй программе абонемента 12 ноября центральным произведением станет Квинтет Брамса ор. 115, где я буду исполнять сольную партию кларнета в авторском переложении для альта. Этот концерт связан с записью очередного диска Брамса: в январе мы играли его струнный квинтет, а в ноябре исполним кларнетовый. На следующий день мы их запишем, и вдобавок к моему двойному альбому сочинений Брамса, вышедшему в прошлом году, получится еще один брамсовский диск с двумя квинтетами и двумя песнями для голоса, альта и фортепиано. Диск выйдет на лейбле Onyx, как и предыдущий. Он разошелся тиражом несколько тысяч экземпляров и получил очень хорошие рецензии -- в том числе в журнале Gramophone, где заслужил «выбор редактора», и в издании International Record Review, назвавшем его записью месяца.
-- Продано несколько тысяч, при этом всю запись ты оплачивал сам. Насколько имеет смысл в таких условиях делать новые записи?
-- Что касается финансов, то ты неизбежно оказываешься в минусе, если имеешь дело с независимой компанией. Приходится вложиться в запись, в оформление, в распространение... Тем не менее нового Брамса я решил делать тоже на Onyx, чтобы дополнить предыдущий альбом вторым томом. Однако вскоре мне уже не придется волноваться насчет финансирования, поскольку с июня я записываюсь на шведской фирме BIS, у нас длительные планы. Первый диск -- три виолончельные сюиты Баха -- выйдет в марте. В феврале я записываю со Шведским камерным оркестром Вариации на тему рококо Чайковского, сонату «Арпеджионе» Шуберта в версии для альта и камерного оркестра и романс Бруха. За мной оставлено право работать и с другими компаниями, если BIS не хочет браться за тот или иной мой проект.
-- Недавно подошло к концу твое участие в программе BBC New Generation Artists, что дальше?
-- Программа длилась два года, мы сделали огромное количество студийных записей. Я сыграл со всеми крупнейшими оркестрами ВВС, выучил много новой музыки, в том числе Рапсодию-концерт Мартину и концерт Schwanendreher Хиндемита, которые мне очень понравились. Некоторые из этих записей попадают на диски, которые прилагаются к журналу BBC Music Magazine, а в основном они звучат по радио. Это очень полезно с точки зрения будущей работы -- например, с симфоническим оркестром ВВС я буду играть Альтовый концерт Уолтона. Первый раз я играю его в ноябре с оркестром Нидерландского радио под управлением Александра Лазарева.
Материал подготовили Юлия БЕДЕРОВА и Илья ОВЧИННИКОВ