|
|
N°173, 22 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антикризисная отсрочка
Убыточным банкам разрешили принимать вклады населения
Вчера Совет Федерации одобрил закон, смягчающий требования к банкам -- участникам системы страхования вкладов (ССВ). Теперь Центробанк не обязан вводить запрет на привлечение вкладов и открытие счетов физлиц для банков, нарушивших требования закона «О страховании вкладов». Иными словами, убыточным банкам разрешено принимать вклады населения. Мораторий, впрочем, будет действовать только до конца следующего года. По мнению экспертов, данное решение разумное, но было бы лучше принять его в начале кризиса. Кроме того, едва ли нововведение увеличит прозрачность банков: они по-прежнему будут опасаться санкций регулятора, которые перестали быть обязательными, но остались возможными.
Авторы законопроекта считают, что система запретов на привлечение вкладов прозрачна и понятна участникам рынка, однако не дает ЦБ в условиях кризиса необходимой гибкости в выборе решения. «В настоящее время с учетом кризисных явлений в экономике ряд банков, в том числе системообразующих, может стать не соответствующими требованиям к участию в системе страхования вкладов», -- сказал председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам Дмитрий Ананьев. Это в свою очередь может негативно сказаться на стабильности банковской системы и доступности банковских услуг для населения, считает г-н Ананьев.
По закону Центробанк должен запретить принимать вклады банку, который не выполняет требования ССВ по доходности на две отчетные даты, то есть на протяжении двух кварталов. (Следующей отчетной датой является 1 октября.) Законопроект приостанавливает действие соответствующих положений закона №177 «О страховании вкладов». Обязанность ЦБ вводить запрет на привлечение вкладов будет действовать в отношении банков, не соответствующих критериям достоверности учета и отчетности, прозрачности структуры собственности и качества управления банком. С 1 января 2011 года обязанность Банка России вводить такие запреты будет восстановлена в полном объеме. После потери права привлекать вклады банк может вновь обратиться в ЦБ за соответствующим разрешением (лицензией) не ранее чем через два года.
Как заявил на прошлой неделе директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, с 2005 года регулятор 25 раз вводил запреты на привлечение банками -- участниками ССВ средств населения во вклады. В 2009 году такой запрет вводился только три раза. «Это касалось показателей доходности банков, которые были выявлены по результатам третьего и четвертого кварталов 2008 года», -- сказал г-н Сухов. Во всех трех случаях, по его словам, это были «очень небольшие банки».
«Основными бенефициарами этого законопроекта являются такие крупные банки, как ВТБ-24, Росбанк и BSGV, которые показывали убытки за первый и второй кварталы 2009 года, что несовместимо с требованием о достаточной финансовой устойчивости, -- отмечает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. -- Всего 23 банка -- члена ССВ, не находящихся на санации, получили убытки за эти кварталы». По мнению эксперта, данное решение разумно, хотя не совсем понятно, почему оно принято лишь на исходе кризиса. «Некоторые из положений 177-го закона сами повышают риски банковской системы, -- подчеркивает г-н Осадчий. -- Если банк, нарушивший эти требования, которые не являются критическими для его деятельности, будет исключен из ССВ, это приведет к оттоку вкладов и даже к его крушению. В этом случае расходы лягут на Агентство по страхованию вкладов из отнюдь не бездонного фонда страхования вкладов. Кроме того, крушение достаточно крупного банка может вызвать «эффект домино» и дестабилизировать банковскую систему».
«Принятие закона едва ли будет способствовать большей прозрачности и свободе действий, например увеличению банками резервов на возможные потери по ссудам. Ведь у Центробанка осталось право ограничивать привлечение вкладов, которым он может воспользоваться, -- отмечает член правления частного российского банка. -- Тем более что требования по формированию резервов в нынешнем законодательстве остаются крайне противоречивыми и сложными».
Николай КОЧЕЛЯГИН