|
|
N°99, 05 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Есть альтернатива
Депутаты подготовили свои законопроекты о реформировании энергетики
Сегодня вице-премьер Виктор Христенко представит депутатам энергетического комитета Госдумы пакет законопроектов, касающихся реформирования электроэнергетики. Не исключено, что на этом же расширенном заседании комитета ему придется выслушать ряд принципиальных замечаний к документам, а также информацию о том, что группа депутатов подготовила альтернативные законопроекты.
Как сообщил зампред комитета по энергетике Юрий Липатов, уже существует две альтернативы правительственным документам -- по проекту поправок в Гражданский кодекс и по законопроекту «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». Помимо этого, как стало известно газете «Время новостей», сегодня--завтра ряд депутатов энергетического комитета внесут свой вариант базового законопроекта «Об электроэнергетике».
Вариант «тарифного» законопроекта, по словам г-на Липатова, предложил депутат Ярослав Швыряев (фракция «Регионы России»). Зампред энергетического комитета считает, что этот законопроект «выстраивает идею единого тарифного органа»: тарифы должны регулироваться централизованно, Федеральной энергетической комиссией и региональными. По правительственному проекту региональные упраздняются, так как они, по выражению замминистра экономразвития Андрея Шаронова, «далеко не всегда руководствуются экономическими предпосылками». Г-н Липатов считает, что у проекта г-на Швыряева немного шансов, так как он не вписывается в общую концепцию энергетической реформы.
Что касается варианта законопроекта «Об электроэнергетике», то о нем известно лишь то, что он будет отличаться от правительственного только в некоторых пунктах. Большинство из них предлагало изменить Главное государственное правовое управление (ГГПУ) администрации президента, но правительство не пошло на этот шаг, заявив о том, что такова его «принципиальная позиция».
Изменений всего 13. Прежде всего это пункт о том, что собственники магистральных электрических сетей не могут ограничиваться в правах (см. вчерашний номер газеты). Он касается в основном трех энергосистем, не входящих в состав РАО «ЕЭС России»: «Татэнерго», «Башкирэнерго» и «Иркутскэнерго». Ведь если Федеральная сетевая компания (ФСК) и Системный оператор (СО) -- на переходном периоде реформ 100-процентные «дочки» РАО -- будут управлять сетями независимых от РАО компаний, то возникнет конфликт интересов: РАО потенциально сможет использовать чужие сети в ущерб их собственникам. Директор по связям с общественностью «Иркутскэнерго» Александр Пташкин считает этот вопрос самым главным в законопроекте «Об электроэнергетике», так как от этого, по его мнению, зависит в том числе и социальная стабильность в регионах, где предприятия энергетики являются одними из главных плательщиков в местные бюджеты.
Кроме того, немало различий между законопроектами по вопросу экспорта электроэнергии. Правительственный вариант предусматривает разрешительный порядок внешних поставок, причем разрешение должно выдаваться одной организации-экспортеру по итогам проводимого правительством конкурса. Нетрудно догадаться, говорит источник, близкий к разработчикам, с кем будет аффилирована данная структура. Поэтому депутаты предлагают предоставить право экспорта всем производителям электричества. Либо, как компромисс, производители имеют равные права на получение разрешения.
Также они выступают против того, что ФСК и СО запрещается заниматься коммерческой деятельностью лишь на внутреннем рынке, необходимо распространить данное положение и на внешний рынок, считают депутаты.
Помимо этого разработчики законопроекта выступают против того, чтобы ФСК и СО возмещали нанесенный своей деятельностью ущерб только субъекту энергетического рынка и освобождались от ответственности перед потребителями. Они считают, что если ущерб нанесен энергокомпании и, как следствие, потребителям, то ФСК и СО должны компенсировать его полностью и без ограничений.
Рассматриваться все варианты законопроектов будут вместе -- таков, утверждают депутаты, регламент Госдумы. При этом не исключено, что в ходе второго чтения все варианты законопроектов будут объединены в некий общий вариант. Расстановку сил по принципиальным вопросам сейчас никто предсказать не берется.
Николай ГОРЕЛОВ