Время новостей
     N°172, 21 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2009
К большому «Боингу» -- особое отношение
Введены новые таможенные льготы для авиации
Премьер Владимир Путин на прошлой неделе обнулил импортные пошлины на грузовые самолеты максимальной взлетной массой свыше 370 тонн. Критериям, сформулированным в соответствующем постановлении правительства, отвечает одно-единственное семейство самолетов в мире -- это Boeing-747. В России подобные грузовые машины использует только одна компания -- AirBridge Cargo, входящая в группу «Волга-Днепр». Эта группа приветствовала правительственное решение, отметив, что оно носит «продуманный и стимулирующий характер». Конкуренты, наоборот, считают, что отмена пошлин на один тип самолетов, при сохранении таможенных сборов с других, нарушает правила честной конкуренции.

Освободить от импортных пошлин большие грузовые самолеты, аналоги которых не выпускаются в России, правительству рекомендовала комиссия по защитным мерам во внешней торговле под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова. В пятницу пресс-служба правительства распространила постановление №738, подписанное премьером 14 сентября. В нем подтверждаются ранее принятые решения об обнулении пошлин на пассажирские самолеты вместимостью менее 50 и более 300 кресел, а также вводится аналогичная льгота в отношении «самолетов гражданских грузовых, не оснащенных грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 000 кг». Льгота имеет экспериментальный характер: она вступает в силу через месяц после публикации постановления, а будет действовать всего девять месяцев. Однако, согласно сложившейся практике, по истечении срока подобные изъятия их таможенного тарифа утверждаются окончательно.

Из всех выпускаемых в мире грузовых самолетов только американские Boeing-747 удовлетворяют всем требованиям постановления №738. Взлетная масса разных моделей этого семейства составляет от 378 до 442 тонн, а рампа на них не предусмотрена. В России парк таких «грузовиков» имеет только компания AirBridge Cargo, развивающая проект регулярных перевозок из Европы в Азию, через российскую территорию. С компанией Boeing у нее подписан контракт еще на восемь подобных машин, которые начнут прибывать в Россию со следующего года. Сергей Шкляник, старший вице-президент группы компаний «Волга-Днепр» прокомментировал правительственное постановление так: «Компания приветствует избирательный подход в таможенной политике, т.к. он носит продуманный стимулирующий характер, позволит российским авиакомпаниям снизить издержки при приобретении наиболее конкурентных западных самолетов, аналоги которых не производит российская авиационная промышленность».

«Мы с оптимизмом смотрим на шаги нашего правительства в сторону отмены таможенных пошлин», -- сказала вчера газете «Время новостей» Наталия Русакова, руководитель PR-службы авиакомпании «Аэрофлот-Карго», которая занимается грузоперевозками на том же европейско-азиатском направлении, что и AirBridge, только использует меньшие по размеру самолеты MD-11. «Но мы удивлены тем, что отмена не касается всех типов грузовых самолетов, -- добавила г-жа Русакова. -- Считаю, что избирательное освобождение от пошлин создает отдельным авиаперевозчикам конкурентные преимущества, причем не только в плане издержек, но и с точки зрения доступа к рынку».

Например, «Аэрофлот-Карго» эксплуатирует свои MD-11 за пределами России, формально не ввозя их на таможенную территорию России. Это лишает его права совершать рейсы между российскими аэропортами.

В новых условиях AirBridge сможет «поставить» свой лайнер на внутренние рейсы беспошлинно, а «Аэрофлоту-Карго» или другой компании, которая бы захотела проделать это с воздушным судном западного производства, придется заплатить 20-процентную пошлину.

Новое правительственное постановление содержит обязательные для подобных документов элементы протекционизма. Например, импортные рамповые самолеты взлетной массой свыше 370 тонн, согласно ему, не освобождены от 20-процентной пошлины. Очевидно, имеется в виду, что они не должны составлять конкуренцию отечественной машине этого класса -- Ан-124, который выпускали в СССР до начала 1990-х годов, а теперь собираются вернуть в серийное производство как российско-украинский совместный проект.

Правда, импортных аналогов на гражданском рынке у него и так практически нет. Существует, правда, очень специальная рамповая машина Boeing-747 Large Cargo Freighter (LCF). Она спроектирована для перевозки секций самолета Boeing-787 Dreamliner («Лайнер мечты») с одного авиазавода на другой. Поэтому LCF еще называют Dreamlifter («Перевозчик мечты»). Компания Boeing делает такие грузовики только для себя. Для любой другой компании обладать таким -- несбыточная мечта.

Михаил КУКУШКИН