|
|
N°172, 21 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шамиль Тарпищев: Молодые игроки -- наша головная боль
О критическом финансовом состоянии отечественного тенниса президент Всероссийской федерации этого вида спорта Шамиль Тарпищев говорил уже не раз. Чтобы не разрушить то, что было создано за 25 лет, необходимо принять программу государственной поддержки тенниса. О своих проектах Шамиль ТАРПИЩЕВ подробно рассказал корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ.
-- Шамиль Анвярович, вы уже не раз говорили, что через два-три года в России возникнут серьезные проблемы с резервом в теннисе. О какого рода трудностях в первую очередь идет речь?
-- Самая большая проблема связана с переходным периодом из юношеского во взрослый теннис. Речь идет о спортсменах в возрасте с 17 до 20 лет. Те спортсмены, которые уже встали на ноги, выживут, а молодые -- это наша головная боль. Когда начинающие теннисисты перерастают рамки молодежного тенниса, им требуется совсем другой календарь. Стена в рейтинге у мужчин -- это более 3000 очков, и этот рубеж надо проходить. А проходить его можно, мотаясь по всему миру. Для этого надо иметь штат обеспечения. К сожалению, из-за кризиса малый и средний бизнес ушел из спорта, и необходима поддержка государства. В противном случае в будущем нас ждут большие проблемы.
-- Но еще год назад вы говорили о том, что готовите программу развития отечественного тенниса, которую представите президенту страны. Этот документ готов?
-- Готовится, поскольку в реальности это очень кропотливая работа. Если основываться только на госпрограмме развития спорта в РФ до 2015 года, то все возникшие вопросы не решить. Но мы готовим программу не для президента РФ, а для нашего тенниса. Мы просто очень надеемся на поддержку главы государства.
Программа состоит из трех главных направлений. Первое -- создание материально-технической базы, не отягощенной коммерцией, потому что сегодня теннис в России стал недоступен для талантливый детей. В крупных российских городах часовая аренда корта обходится в 100 долл., и кто это может потянуть? Необходимо создавать сеть некоммерческих академий, таких, которые имеются в Европе. Я могу сказать, что любой тренировочный процесс в Испании или Хорватии в несколько раз дешевле, чем у нас. И это ненормально.
Недавно я ездил в Мадрид поздравлять с 89-летием почетного президента МОК Хуана-Антонио Самаранча, и он посоветовал мне посмотреть их муниципальный теннисный центр. Сказать, что я был потрясен, это неправильно. Городской центр -- 17 крытых кортов, вокруг которых течет искусственная река. Два блока кортов с раздвижной крышей. Стоимость объекта 260 млн евро. И это в Испании, где всего три месяца в году нельзя играть на открытом воздухе. Но самое любопытное, что государство строит подобные спортивные объекты и не требует отдачи. Оно передает их в оперативное управление и контролирует работу. А в России, кто бы ни построил спортивный центр, все хотят как можно раньше или лучше сразу отбить вложенные деньги. Отсюда и цены на занятия спортом постоянно растут.
-- Со спортивными объектами все более или менее понятно, а два других направления вашей программы?
-- Это то, о чем я уже сказал, -- нам надо поднять планку подготовки наших спортсменов. Мы работаем грамотно и профессионально, но в основном готовим теннисистов до 14-летнего возраста. А далее они, на нашем фундаменте, разъезжаются по всему миру, потому что за границей тренироваться дешевле. Поэтому существующую границу надо поднять до 18 лет, тогда беспокоиться нам будет не о чем. Чтобы юные дарования не мотались по миру, а готовились у нас, нам нужно создать серию международных молодежно-юношеских турниров. А третье направление связано с контрактной системой игроков и внебюджетным финансированием.
-- Насколько я знаю, вы уже разработали соревновательную модель для молодых спортсменов?
-- Этот проект подразумевает двухтуровую систему -- сибирский и европейский туры. Что касается европейской части, то планируется организовать 12 турниров, которые охватят территорию от Москвы до Казани. Небольшие переезды -- 50-60 км плюс параллельно учеба.
В этой же программе предусмотрено создание 12 теннисных центров в России и восемь академий. Однако камнем преткновения является то, что нам катастрофически не хватает тренерских кадров. Но переговоры на эту тему мы уже ведем. Так, в Ханты-Мансийске готовы открыть кафедру тенниса при одном из институтов хоть сегодня.
-- В своих интервью после Открытого чемпионата США вы сказали, что, к примеру, открытие этого турнира -- 17-летняя американка Мелани Удин -- игрок со средними способностями. А что такое в вашем понимании теннисный талант?
-- Теннис -- это вообще комплекс качеств. Например, если у ребенка есть два качества -- быстрота и выносливость, то теннисиста из него уже можно сделать. Но проблема в том, что люди, у которых бы одинаково были развиты два этих свойства, рождаются один на 25 тыс. человек. Следовательно, эти качества надо воспитывать. Результаты исследований показывают, что быстроту можно развить в возрасте от семи до девяти лет. Причем каждому человеку отведен определенный срок. Кому полгода, кому -- три. И очень важно этот момент поймать, потому что потом развить быстроту на сто процентов уже не получится. Выносливых, но небыстрых теннисистов довольно много. А таких, чтобы сочетали оба эти качества, -- редкость. Что касается выносливости, то ее можно развивать до 16 лет. Но, к сожалению, не все тренеры осведомлены об этом.
Еще один важный момент -- психика и мобилизация нервной системы. Теннисисток, у кого эти параметры идеальны, можно сосчитать по пальцам -- Шарапова, сестры Уильямс, Удин, Клийстерс, Возняцки... Что такое мобилизация нервной системы? Это когда в сложных ситуациях спортсмен играет лучше. Показателем этого у детей является следующий посыл. Если ребенок на тренировках играет хуже, чем на соревнованиях, то его мобилизационные качества легко развить. Если же дело обстоит наоборот, то проблема.
Кстати, об Удин. Я не думаю, что она будет такой звездой, как все говорят. Просто в Нью-Йорке она попала на всех ударных игроков. А с ней не биться надо, а играть в кошки-мышки. Мягко, косыми ударами, разнообразно. Она невысокого роста, а за счет чужой силы, при хороших ногах плюс хорошей психике на результат можно сыграть.
-- Вы рассказывали, что проводите тесты и отбираете талантливых детей?
-- Проводим тесты, причем на генном уровне. Недавно нашли 11-летнего парнишку. Его набор генов полностью совпадает с тем, что и у пловца Александра Попова. Из него можно сделать теннисиста. Мы держим таких детей в поле зрения, да что толку? Сколько таких у нас воруют, потому что в России нет денег на подготовку.
-- Приведите примеры, кого в последнее время недосчитались?
-- Ирина Хромачева, Дарья Гаврилова... Хромачева тренируется в академии Жюстин Энин. И таких примеров можно привести много. Зарубежные организации заключают с нашей молодежью контракты. Но это же не мы.
А между тем теннис для России сыграл и играет очень важную имиджевую роль, потому что четыре спортсмена, как минимум, упоминаются в числе первых в мировых рейтингах. Теннис нельзя сравнивать ни с одной командной игрой, потому что в отличие от таковых у нас круглогодичный соревновательный график. В прошлом году на различных турнирах наши теннисисты побеждали 436 раз. А это значит, что ровно столько звучал гимн Российской Федерации и поднимался государственный флаг.
...Однажды у меня раздался телефонный звонок. Это был мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Он звонил из Японии. «Шамиль, поздравляю тебя. Мы подписали очень удачный контракт», -- говорит. Я в недоумении, ничего не могу понять, а он объяснил. Спросил потом у японцев, почему так быстро были улажены все детали, а те в ответ: «У вас же есть Шарапова».
-- Но, возможно, стоит пойти по пути других спортивных федераций и отказаться от президентского кресла, уступив его крупному бизнесмену или государственному деятелю?
-- Да я и не держусь за этот пост. Пожалуйста. Но, видимо, все хотят на чем-то заработать. А в теннисе нет трансферов, нет откатов. У нас прозрачный спорт. И если бы нам дали спонсора, если бы выделяли средства, как в те виды спорта, которые считаются народными, то мы за гораздо меньшие деньги выжили бы и результаты наши в теннисе были бы постоянными.
|