Время новостей
     N°172, 21 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2009
«Позиция России в ООН стала наступательной»
Послезавтра на 64-й сессии Генассамблеи ООН открываются политические дискуссии с участием мировых лидеров. Накануне о деятельности ООН и необходимости ее реформы корреспонденту ИНТЕРФАКСА Петру Черемушкину рассказал в Вашингтоне 36-летний профессор Американского университета, в прошлом журналист, Дэвид БОСКО -- автор только что вышедшей книги «Пятеро, что правят всеми».

-- Организация Объединенных Наций дает возможность великим державам находиться в контакте, обсуждать расхождения и вырабатывать компромиссы. Недостаток Совета Безопасности ООН в том, что ему не удается управлять международной безопасностью. На местах, особенно таких, как Конго или Судан, его резолюции не всегда выполняются, так как являются продуктом компромисса или переговоров лишь между пятью державами (постоянные члены Совбеза -- Россия, США, Китай, Франция, Великобритания. -- Ред.) и десятью непостоянными членами Совбеза.

-- США считают ООН неэффективной. А остальной мир воспринимает ее как инструмент американского гегемонизма. Почему такое различие во взглядах?

-- Есть некая ирония в том, что мир воспринимает ООН как организацию, где США доминируют, но и в Вашингтоне часто разочарованы ее деятельностью. ООН не удается никого порадовать. В Совбезе, конечно, доминируют великие державы, особенно США с Великобританией. Но никто из них не мог получить всего, что хотел. Ведь существует право вето, введенное по настоянию Советского Союза, потому что было ясно: в этом органе будет доминировать Запад.

ООН сегодня не такая хрупкая, как может показаться. Но ее Совбез должен быть изменен так, чтобы он отражал соотношение сил в мире. Сейчас его состав не отражает современных реалий, например, те же Япония или Индия должны быть туда включены.

Проблема в том, что любая реформа Совбеза должна быть утверждена Генассамблеей ООН, так как на это потребуются поправки к Уставу ООН. Но для получения поддержки двух третей членов Генассамблеи придется увеличить число и непостоянных членов Совбеза. Если количество членов Совбеза увеличится с 15 до 25, то этот орган из-за вовлечения многих игроков станет неэффективным при принятии решений и неудобным для великих держав.

-- При президенте Джордже Буше разделение внутри ООН между США и остальными странами усилилось. Некоторые объясняли это деятельностью постпреда США при ООН Джона Болтона, чья позиция часто противопоставляла США всему миру...

-- Назначение Болтона в ООН было сигналом миру о том, как США воспринимают всех остальных. У него всегда была репутация жесткого критика ООН и скептика в отношении многополярности. Но в каком-то смысле деятельность Болтона в ООН не многим отличалась от действий нынешнего постпреда Сьюзан Райс: например, пробивает санкции против Ирана или Северной Кореи.

Хотя кое-что изменилось. В эти дни президент Барак Обама будет председательствовать в Совбезе, и США предложат принять резолюцию о нераспространении оружия массового поражения. Они также окажут поддержку Договору о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. На это администрация Буша не шла. США подписали этот договор при Билле Клинтоне, но так и не ратифицировали. Изменился и подход к Комиссии ООН по правам человека: в этом году США присоединились к ней. Хотя им и не нравится постоянно звучащая там критика Израиля.

-- Как вы оцениваете роль России в ООН?

-- Сначала Россия была сильно зависима от Запада. Это касалось миротворческих операций, санкций, международного трибунала. В середине 1990-х годов начались перемены, проявившиеся прежде всего на Балканах. Появилось огорчение тем, что Запад заходит слишком далеко, не принимает во внимание чувствительного отношения России к Сербии. Когда в ООН прибыл постпредом России Сергей Лавров, позиция Москвы стала наступательной. Это проявилось во время косовского кризиса 1999 года, когда Россия отказалась принять одобряющую применение силы резолюцию Совбеза. Тогда США и их партнеры пошли в обход ООН, использовав НАТО. То же самое произошло в 2003 году в отношении Ирака, когда Россия вплоть до начала войны не хотела идти вместе с США. Но и возвращения к «холодной войне» не произошло. Главное различие сейчас: Россия и Китай считают, что Совбез должен иметь дело с угрозами миру и безопасности, а не вмешиваться в дела других государств.

-- Наиболее свежий пример противоречий -- российское вето в июне этого года на продление миссии международных наблюдателей в Абхазии.

-- Есть вопросы, по которым возможны компромиссы. Но есть и такие, по которым это невозможно. Для России это прежде всего проблема ближнего зарубежья -- Украины, Грузии. Но Запад считает, что должен давить, отсюда необходимость применения вето. После «холодной войны» использование вето в Совбезе ООН стало редким явлением. Были времена, когда оно применялось постоянно, но сейчас великие державы более склонны вырабатывать компромисс и не доводить до применения вето. Если вето будет применяться часто, это станет признаком распада отношений, утраты способности договариваться за кулисами.

-- В вашей книге опубликован один из рисунков, сделанных главой МИД России Сергеем Лавровым во время бдений на заседании в ООН.

-- Способности и компетентность Лаврова снискали ему почитателей даже среди его оппонентов. К тому же он хороший карикатурист: во время длинных заседаний часто сидел со склоненной головой, рисуя карикатуры на коллег и пририсовывая им этакие пузыри с их высказываниями. Коллеги старались примоститься поближе, чтобы перехватить оставленные им художественные работы.