|
|
N°172, 21 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще не вече
Дмитрий Медведев защитил историю и культурное наследие в столице российской демократии
В пятницу президент Дмитрий Медведев продолжил путешествие по древним русским городам, начатое им в понедельник в Ярославле, и приехал в Великий Новгород. Но если в Ярославле речь шла о дне сегодняшнем, о перспективах во внешней политике и новых правилах игры на мировой арене, то в Новгороде пошел разговор о вечном -- о российском культурном наследии.
Хотя и здесь президент не смог совсем отрешиться от большой политики. «Новгород -- это шедевры архитектуры и шедевры политической культуры. Мы часто обращаемся к западному опыту, забывая собственные политические вехи», -- сказал он, намекая на Новгородское вече как прообраз российской демократии.
Дмитрий Медведев посетил один из древнейших российских городов накануне весьма примечательной даты -- 1150-летия с момента его основания. Кроме приезда президента, что само по себе является большим подарком для любого города, так как неизменно ведет к облагораживанию всей прилегающей к президентскому маршруту территории, Великий Новгород получил к дню рождения и материальный презент -- колокол для звонницы Софийского собора. На новый колокол весом в две тонны собирали всем миром. Набрали почти полтора миллиона рублей. На колоколе решили увековечить имена президента России, патриарха Кирилла, новгородского губернатора и мэра.
«Россия поднимается и возрождается после десяти лет очень сложной жизни. Есть экономические трудности, но необратимо движение вперед», -- сказал президент и первым трижды ударил в колокол. Проблемы культурного наследия глава государства обсудил дважды -- на встрече с сотрудниками новгородских учреждений культуры и на совместном заседании президиумов Госсовета и президентского совета по культуре и искусству.
Не могли обойти, конечно, тему борьбы с фальсификацией истории. Больше всех досталось на сей раз не Украине с Польшей, а доморощенному альтернативному историку академику Анатолию Фоменко, создавшему теорию «Новая хронология», согласно которой, например, Александр Невский был татарским ханом. В Новгороде к имени Фоменко относятся особенно болезненно. Ведь академик отрицает существование древнерусской истории, и, по его мнению, Господина Великого Новгорода никогда не существовало.
«Блестящий математик, но зачем он занимается историей», -- переживал директор Новгородского музея-заповедника Николай Гринев. Дмитрий Медведев вначале отнесся к вопросу с юмором. «У нас и шахматисты занимаются политикой, это нормально, это свобода», -- сказал он.
Но затем разговор вернулся в серьезное русло. «Иногда в парадоксальном мышлении есть смысл. Но есть вещи, которые не должны быть предметом публичной, тем более политической, дискуссии. Отдельные европейские страны начали говорить о равной ответственности СССР и фашистской Германии за начало второй мировой войны. Есть вещи, которые должны быть аксиомой -- кто начал войну. Кто ее выиграл. Кто потерял 27 миллионов», -- заявил г-н Медведев.
Другой вопрос, заинтересовавший собеседников президента на обеих встречах, был куда более материалистическим -- он касался перспектив предоставления налоговых льгот меценатам. Вернуть их предложил художественный руководитель Новгородского драмтеатра имени Достоевского Сергей Морозов. Эту идею президент не поддержал, пояснив, что в таком случае на 1% благотворителей придется 99% жуликов. Вместо этого он предложил деятелям культуры самим активнее завлекать бизнесменов, предлагая упоминать их имена на памятных табличках и даже в названиях объектов благотворительности. «Переименовывать, конечно, не надо», -- предостерег он худрука от возможной попытки сменить имя Достоевского на менее звучное, но более денежное. «Людям приятно, они тщеславны. Будут потом детей приводить», -- сказал президент, только что видевший колокол с собственным именем. Возвращаясь к этой теме на совместном заседании президиумов Госсовета и президентского совета по культуре и искусству, министр культуры Александр Авдеев рассказал, что подготовил президенту список самых активных благотворителей для предоставления к госнаградам. Заметив также, что в министерстве есть планы и по изменению закона о меценатстве и он даже договорился с министром финансов Алексеем Кудриным вместе над этим поработать. На что президент посоветовал не надеяться на Министерство финансов -- оно «занимается другими вопросами -- в частности подготовкой бюджета страны», и предложил «самим написать закон». Между тем идею известного пианиста Дениса Мацуева, попросившего предоставить гранты для специализированных музыкальных школ, чтобы преподаватели не были вынуждены уезжать за границу, президент поддержал.
Тема финансирования памятников культуры стала основной на совместном заседании президиумов Госсовета и президентского совета по культуре и искусству. Более половины памятников, по словам президента России, находящихся под государственной охраной, нуждаются в срочной реставрации или консервации. Если в ближайшее время на них не найдется денег, то они будут просто утрачены.
Одна из острых проблем -- разграничение собственности на памятники истории между федерацией и ее субъектами. Например, в Москве, по словам г-на Авдеева, ее удалось решить только на 60%. «Вопрос, наверно, непростой, но мы его решаем восемь лет. И с таким настроением мы его еще восемь лет не решим», -- возмутился президент. Кстати, мэр Москвы Юрий Лужков на совещании не присутствовал. Зато губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заслужила массу похвал. В родном городе президента и разграничение прав собственности близится к концу, и исторический центр «высокой степени подлинности». Правда, про скандальный проект строительства высотной башни "Газпрома", искажающей исторический вид северной столицы, на совете вспоминать не стали.
Другая сложность -- отсутствие законодательства. «Казалось бы, самый легкий вопрос -- создание нормативно-правовой базы. Казалось бы, чего проще -- законы написать», -- удивился президент. И решил подтолкнуть процесс, дав правительству три месяца на доработку всего законодательства по этому вопросу.
От разговора о насущных делах президента попытался отвлечь лишь глава Союза кинематографистов Никита Михалков. «Как сказал мой покойный отец, сижу в президиуме, а счастья нет. Мы живем в чудовищной грязи, принюхались и не замечаем. Надо прибраться в стране», -- сказал он. Но президент патетический тон режиссера не поддержал. «Действительно никто не хочет жить на помойке. Но как только задаешь вопрос: «А вы готовы эту помойку убирать», все умывают руки, потому что никто не хочет быть дворником. Все хотят быть бизнесменами, юристами, экономистами. Здесь не хватит призывов, Никита Сергеевич. И даже не хватит большой программы по телевидению или как-то иначе осуществляемой. Здесь должны быть какие-то более глубинные вещи, которые будут способны донести этот код до того, что содержится в черепной коробке», -- заявил глава государства.
Вера СИТНИНА, Великий Новгород