|
|
N°172, 21 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ока за Оку
Будущая АЭС может рассорить Нижегородскую и Владимирскую области
В Нижегородской области активно обсуждается проект строительства атомной электростанции. АЭС планируют построить в Навашино, на границе Нижегородской и Владимирской областей. Однако если власти и большинство жителей Нижегородской области, где собственно и хотят построить АЭС, в целом поддерживают строительство на своей территории, то «соседи» и независимые экологи категорически против.
Как заявил «Времени новостей» директор экологического движения «Дронт» Асхат Каюмов, «все спорные вопросы должны быть сняты в пользу безопасности населения». Например, проблема закарстованности (карстующиеся породы -- это слагающие верхнюю часть земной коры породы, которые в той или иной степени могут растворяться в воде, т.е. подвергаются выщелачиванию) территории, где предполагается строить АЭС. Столичные специалисты по карсту дали добро на строительство, однако у «зеленых» своя логика.
«Нигде в мире не запрещено строить в таком карстологическом месте, но и не разрешено -- нет опыта, -- говорит Асхат Каюмов. -- Нам обещают 50 лет эксплуатации станции. Однако, что будет с гипсовым шматком под станцией через столько лет, сказать не может никто. Поэтому надо бы провести дополнительные исследования».
«Строгое соблюдение регламента эксплуатации станции не всегда возможно, и Чернобыль это хорошо доказал, -- сказал «Времени новостей» эксперт группы «Экозащита!» Андрей Ожаровский. -- Данные о радиоактивных выбросах неполные. Сегодня в России работает десять АЭС. Разработчики оценки их воздействия на окружающую среду не приводят данные о конкретных станциях, а приводят только расчетные данные. Например, содержание трития в озере рядом с Калининской АЭС в 20 раз превышает допустимый фон. А нижегородцам предлагают построить станцию вверх по течению Оки».
Экологи утверждают, что в оценках воздействия на окружающую среду по будущей атомной станции отсутствует информация о воздействии на природу и населенные пункты в случае преднамеренной попытки создания аварийной ситуации (террористическая атака, военные действия). Не дана оценка воздействия на окружающую среду последствий возможных аварий и инцидентов при обращении с радиоактивными отходами (транспортные аварии, разгерметизация контейнеров), а также аварий и инцидентов, связанных с транспортировкой и хранением отработанного ядерного топлива. Отсутствует информация в отношении ликвидации станции по окончании эксплуатации, а также в отношении того, кто, за счет каких средств и как будет при этом обеспечивать безопасность.
В проекте строительства станции говорится, что отработанное ядерное топливо (ОЯТ) будет вывезено на завод по «регенерации». Однако в России не существует такого завода для ОЯТ с реакторов ВВЭР-1200, которые планируется возводить в Навашино. Также отсутствуют какие-либо планы возведения такого завода. В связи с этим, считают экологи, возникает угроза создания ядерного могильника около площадки Нижегородской АЭС, если завод так и не будет построен.
Атомщики говорят, что в проекте АЭС присутствует так называемая «защита от дурака». У «зеленых» свое мнение на этот счет. «Это рекламный ход, -- убежден г-н Ожаровский. -- Физически такого устройства не существует. Предполагается, что если оператор-"дурак" нажмет не ту кнопку, мы блокируем это действие. Возникает вопрос: а если "дураком" окажется проектировщик? Сегодня сами недостатки конструирования (например, незамеченные дефекты сварных швов) генерируют больше аварий, чем ошибочные действия персонала».
Главный инженер проекта Нижегородской АЭС Владимир Чистяков из нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» рассказал, что система безопасности будущей АЭС будет представлять усовершенствованный вариант станции, построенной российскими специалистами в Китае. По мнению зарубежных экспертов, на сегодняшний день она является лучшей атомной станцией в мире и одной из первых, относящихся к АЭС третьего поколения. Такой высокой оценки эта станция заслужила как раз благодаря беспрецедентной защищенности от внешних и внутренних воздействий.
По словам заместителя генерального директора ОАО "Концерн Энергоатом" Сергея Бояркина, образование карстовых провалов на площадке, выбранной для строительства АЭС в Навашинском районе Нижегородской области, исключено.
Местные власти и жители относятся к идее строительства по-разному.
«Мы занимаемся овощеводством и возим продукцию в Москву, -- говорит местный фермер Сергей Гребенщиков. -- Земли нашего хозяйства примыкают к земле, где построят АЭС. И какая экологически чистая продукция там будет после того, как начнет работать станция?»
Председатель земского собрания Навашинского района Александр Тюрин сообщил, что земское собрание только на третьем заседании по данной теме поддержало строительство АЭС. Г-н Тюрин добавил, что одним из аргументов против строительства станции была как раз «боязнь дурака». Этот страх удалось развеять, хотя и не сразу. Экономические аргументы тоже сыграли не последнюю роль. «У нас 70% населения без работы, -- говорит председатель Монаковского сельсовета Навашинского района Александра Краснова. -- Рождаемость снизилась до нуля. Вся молодежь из села уехала, теперь же появилась перспектива получить работу».
В свою очередь представители Владимирской области говорят, что в самой опасной 30-километровой зоне от предполагаемого места строительства на территории Нижегородской области проживает всего 39 тыс. человек, в то время как на территории Владимирской области -- 143 тыс. Однако все социальные и материальные блага от предстоящего строительства (налоги, высокооплачиваемые рабочие места и обновление инфраструктуры), как полагают владимирцы, достанутся исключительно нижегородцам. Владимирские власти такое положение дел категорически не устраивает.
«Мы несем все риски в плане безопасности, социальной напряженности и экологических проблем, однако совершенно никакой выгоды взамен не получаем», -- сокрушается депутат законодательного собрания Владимирской области Евгений Рычков. «Мы не видели независимых экспертиз воздействия АЭС на окружающую среду, тем не менее вопрос уже практически решен», -- вторит ему директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Алексей Мигачев.
По словам депутата городского совета Мурома Василия Вахляева, местный опрос общественного мнения показал, что 95% муромчан выступают категорически против возведения АЭС в Навашино. В то же время, по словам старшего научного сотрудника нижегородского филиала Института социологии РАН Александра Прудника, около 60% жителей Навашинского района Нижегородской области поддерживают строительство АЭС при условии выполнения их пожеланий и требований.
Таким образом, выходит, что на левом берегу реки Оки, во Владимирской области, население и слышать не хочет о строительстве АЭС. С другой стороны, жители правого берега Оки, на территории Нижегородской области, гораздо более терпимы к идее строительства. Более того, власти соседних регионов, похоже, развернули среди жителей подведомственных территорий совершенно противоположную по смыслу агитацию. «Руководство Владимирской области пытается создать повод для торга, используя неинформированность населения, -- заявил министр внутренней политики Нижегородской области Александр Цапин. -- Чуть позже те же самые люди вполне могут сказать, что готовы начать работу и ликвидировать протестные настроения населения».
Вячеслав АНТОНОВ, Нижний Новгород