|
|
N°171, 18 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Командир корабля и экипаж прощаются с вами
«Аэрофлот» избавляется от лишних сотрудников
Министерство здравоохранения и социального развития сообщило вчера, что «Аэрофлот» официально уведомил о намерении сократить 2215 сотрудников до конца 2009 года. Более масштабные увольнения, которые могут затронуть до 40% нынешнего 15,5-тысячного штата авиакомпании, будут поэтапно проведены в течение трех последующих лет, если конъюнктура рынка не изменится радикально в лучшую сторону, сообщил вчера «Времени новостей» директор департамента корпоративных коммуникаций «Аэрофлота» Лев Кошляков.
Накануне агентство Reuters со ссылкой на гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева (на снимке) сообщило, что компания намерена в течение полугода уволить 2 тыс. сотрудников, но может увеличить количество сокращенных до 6 тыс. в случае ухудшения ситуации на рынке. «Если рынок дальше расти не будет, мы будем двигаться в этом направлении (сокращения 6 тыс. человек)», -- цитирует Reuters г-на Савельева. Ранее гендиректор, возглавивший компанию только в апреле этого года, заявлял, что считает штат «Аэрофлота» раздутым. Если осуществить сценарий максимальных сокращений, обрисованный г-ном Савельевым, в компании останется 8,5 тыс. сотрудников. По принятому в коммерческой авиации критерию «один сотрудник на 1000 перевезенных пассажиров в год» этот штат будет соответствовать докризисному объему операций «Аэрофлота». В 2008 году компания перевезла 9,3 млн пассажиров. Как известно, первая половина того года еще была для российской авиации удачной. В отрасли продолжался рост, как в предыдущие два года. Рыночный тренд переломился в сторону замедления роста, а потом и падения только осенью. За семь месяцев текущего года пассажирские авиаперевозки в России снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го.
С неизбежностью увольнений в самой большой, а как теперь выясняется -- слишком большой, авиакомпании страны, похоже, согласны и власти, и профсоюзы. Представитель Минздравсоцразвития, сообщивший вчера Интерфаксу о намерении «Аэрофлота» до конца 2009 года поэтапно увольнять 2215 сотрудников, своего отношения к этой акции никак не сформулировал. Министр транспорта России Игорь Левитин в эфире телеканала «Вести 24» вчера лишь подчеркнул, что сокращения в «Аэрофлоте» не коснутся летного состава. Впрочем, это же раньше обещал и г-н Савельев.
Ответственный секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков сообщил, что организация пока не решила, как реагировать на сокращения в авиакомпании. При этом он, правда, сослался на то, что «Аэрофлот» официально не уведомил ФНПР о своих планах. «Авиационные профсоюзы, входящие в состав нашей федерации, не получали абсолютно никаких уведомлений от «Аэрофлота» по массовым увольнениям», -- заявил г-н Шершуков вчера. -- Когда «Аэрофлот» официально уведомит о массовых увольнениях, тогда мы будем определяться с нашими дальнейшими действиями».
Директор департамента корпоративных коммуникаций «Аэрофлота» Лев Кошляков вчера объяснил «ВН», что с некоторыми пилотами компания все же расстанется, так как к концу года она собирается вывести из эксплуатации самолеты Ту-154 и ликвидировать соответствующий летный отряд. Однако, по словам г-на Кошлякова, это коснется лишь летчиков предпенсионного возраста, а всех, кого можно, авиакомпания уже переучила на пилотирование других типов самолетов. Кроме того, «Аэрофлот» ведет набор пилотов для нового отряда самолетов Sukhoi Superjet-100, которые к концу этого года начнут поступать в парк компании.
Три другие крупнейшие авиакомпании, следующие в рейтинге российской гражданской авиации непосредственно за «Аэрофлотом», вчера сообщили «ВН», что масштабных увольнений не планируют. ГТК «Россия», так же как и «Аэрофлот», уже с 1 ноября отказывается от эксплуатации Ту-154. Как заявил нашей газете начальник департамента по управлению брендом ГТК «Россия» Дмитрий Лобач, это приведет к сокращению 300 из 5200 сотрудников компании. «Трансаэро», по словам ее замгендиректора Сергея Быхала, набирает новых сотрудников, так как для нее время спада миновало, и четыре последних месяца подряд компания наращивает пассажиропоток по сравнению с прошлым годом. Кроме того, штат «Трансаэро» уже соответствует западному стандарту «один сотрудник на 1000 пассажиров». В прошлом году она имела среднесписочный состав персонала 4822 человека и перевезла 4,8 млн пассажиров. Группа S7, сообщила пресс-секретарь Ирина Колесникова, уже прошла через масштабную «оптимизацию» штата в октябре--декабре 2008 года. Тогда было уволено 30% сотрудников, осталось 3350 человек. Зато теперь, по данным г-жи Колесниковой, эти люди работают с самой высокой в российской авиации отдачей. На каждого сотрудника в S7 приходится 1759 пассажиров и 12,9 млн руб. выручки в год.
Михаил КУКУШКИН