|
|
N°171, 18 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвый интерес
Столичные власти расширяют эксперимент по эффективному использованию бесхозных могил
Несмотря на то что, как уверяют столичные чиновники, им удалось решить земельный вопрос под размещение новых кладбищ, продолжится и освоение старых, закрытых для новых захоронений погостов. Как заявил вчера журналистам заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Алексей Сулоев, курирующий вопросы ритуальных услуг, эксперимент по передаче под опеку бесхозных могил на Введенском кладбище будет расширен. Дополнительные земельные ресурсы под захоронения, таким образом, будут изыскиваться еще на 15 кладбищах Москвы.
Напомним, что в начале года, дабы подстраховать горожан от нехватки мест на действующих кладбищах, столичное правительство приняло постановление «О порядке опекунства над брошенными захоронениями на кладбищах в городе Москве».
Документ, в частности, предусматривает, что в обмен на обязательство реставрации надмогильного сооружения, благоустройства, содержания и ухода за местом захоронения москвичи могут получить право использовать участок повторно. При этом, как отметил г-н Сулоев, на тыльной стороне памятника должны быть мелким шрифтом нанесены данные о прошлом захоронении.
По данным департамента потребительского рынка и услуг, в процессе инвентаризации столичных погостов городские власти уже обнаружили по меньшей мере 178 брошенных могил. Кроме того, еще 610 захоронений на таких кладбищах, как Измайловское, Пятницкое, Кунцевское, Преображенское, по данным департамента потребительского рынка и услуг, если не найдутся родственники покойных, могут также быть признаны бесхозными и переданы под опеку желающим получить место на погосте. В целом, по оценке чиновников, 7--10% захоронений на столичных кладбищах были сделаны более 100 лет назад и вряд ли имеют преемников, связанных с покойными родственными узами.
«У нас земля на кладбищах предоставляется в вечное пользование», -- сетовал г-н Сулоев. По его словам, в европейских странах земельный ресурс на подобные нужды используется куда более эффективно. Например, во Франции места на кладбищах предоставляются в аренду на 15--20 лет, и, если родственники усопших договорные отношения не продлевают, место передается другому пользователю. По словам г-на Сулоева, применительно к российской столице чиновники решили использовать более адаптивный европейский опыт по передаче неухоженных могил опекунам.
Минимальная стоимость восстановительных работ, которая, по сути, и станет ценой участка, по оценке департамента потребительского рынка и услуг, составляет порядка 11 тыс. руб. Верхней планки капитальных вложений в участки под будущие захоронения на кладбищах столицы, как заявил чиновник, нет. «В Германии в рамках подобной программы максимальная стоимость реставрации надгробия составила 5 млн евро», -- отметил г-н Сулоев. Поэтому из 408 заявок на участие в программе опекунства, по его словам, «самые дорогие, требующие больших инвестиций памятники» пока остаются невостребованными.
В мэрии надеются найти попечителей также для представляющих историческую и культурную ценность бесхозных склепов Ваганьковского и Новодевичьего кладбищ. Уход за надгробиями могил, например Маяковского, Гоголя, Шаляпина, доверят только юридическим лицам. Правда, как уверяют чиновники, исключительно на волонтерской основе. В отличие от малоизвестных бесхозных захоронений «в эти могилы никто перезахоронен быть не может».
В целом же, судя по всему, столичные власти надеются таким образом вывести из тени и контролировать бизнес по продаже заброшенных могил. По крайней мере, как заявил г-н Сулоев, официально получить место на городском закрытом кладбище сегодня можно только либо в форме опеки, либо приобретая непосредственно на кладбище памятники и сопутствующие его эксплуатации услуги на так называемых семейно-родовых участках. Эти места высвобождают в свою очередь в процессе реорганизации территории погостов, «сужая дорожки и разгребая кучи мусора».
«Если вам предложат купить место на кладбище и отдать за это деньги в любую структуру, кроме официальной конторы самого кладбища, это незаконно», -- предупреждают в мэрии. По данным департамента, из 71 столичного кладбища новые захоронения ведутся только на одном Перепечинском. Но, судя по темпам заполнения, и на нем места скоро не останется. На отведенных под свежие могилы 3 га земли ежедневно происходит до 50 захоронений.
Впрочем, по данным Алексея Сулоева, если похороны из-за финансового кризиса в городе стали менее пышными и ритуальный бизнес потерял порядка 35%, то земельный вопрос стал решаться проще. Этот по-прежнему востребованный ресурс «продолжает дешеветь», и город уже рассматривает 12 предложений по покупке наделов под будущие погосты. Одна сделка на 70 га в Дмитровском районе Московской области, по словам г-на Сулоева, уже находится в стадии оформления. Так что, как уверяют в мэрии, земли хватит на всех.
Юлия ХОМЧЕНКО