Вчера президент США Барак Обама объявил в специальном телеобращении, что отказывается от решения своего предшественника Джорджа Буша разместить в Восточной Европе элементы системы противоракетной обороны (ПРО). Это историческое заявление может ознаменовать новый этап в отношениях между Россией и США. Российский президент Дмитрий Медведев уже назвал «ответственным» подход американского президента и подтвердил, что «готов к продолжению диалога» с США. Он обещал вместе с американцами «разрабатывать эффективные меры в отношении рисков ракетного распространения» и «обеспечивать равную безопасность всем государствам на европейском пространстве».
Предыдущая американская администрация с 2001 года утверждала, что для защиты от пока еще не существующих иранских ракет дальнего радиуса действия необходимо разместить радар ПРО в Чехии и батарею из десяти противоракет в Польше. Летом 2008 года Вашингтон подписал соответствующие соглашения с
Прагой и
Варшавой.
Однако эти планы натолкнулись на решительное противодействие со стороны России. В Москве не сомневались, что американские установки ПРО будут нацелены на российский ракетно-ядерный потенциал. Российские лидеры призывали США отказаться от этого проекта, предлагая создать совместную систему защиты от ракетных нападений. В противном случае российские военные были готовы разместить в Калининградской области оперативно-тактические ракеты для парирования угрозы, исходящей от объектов американской ПРО.
Провозгласивший курс на «перезагрузку» отношений с Россией 48-летний Барак Обама еще во время предвыборной кампании обещал внимательно изучить техническую и финансовую состоятельность ПРО. В итоге вчера Белый Дом отказался от размещения радара в Чехии и противоракет в Польше в пользу «более технологичных и экономичных» систем. Администрация США пошла на пересмотр планов в области ПРО всего за несколько дней до открывающейся 23 сентября в Нью-Йорке общеполитической дискуссии Генассамблеи ООН и встречи «большой двадцатки» ведущих мировых держав в американском Питсбурге 24--25 сентября.
По словам г-на Обамы, американские эксперты пришли к выводу, что главная угроза исходит от иранских ракет средней и меньшей дальности. А для борьбы с ними противоракеты нужно размещать поближе к Ирану. Шеф Пентагона Роберт Гейтс пояснил, что, по данным американской разведки, иранские ракеты средней и меньшей дальности «представляют собой на ближайшую перспективу большую угрозу, чем межконтинентальные баллистические ракеты», поскольку «они разрабатываются более быстрыми темпами, чем ранее предполагалось».
Президент заявил на пресс-конференции в Вашингтоне, что США намерены создать «проверенную и экономичную» систему ПРО, которая «лучше отвечает тем угрозам, с которыми мы сталкиваемся». По его словам, эта система будет включать в себя установки ПРО морского и наземного базирования. В перспективе она должна дать США и их союзникам в Европе «более сильную, более развитую и более оперативную защиту».
Первым из лидеров двух восточноевропейских государств о «кончине» проекта ПРО в Восточной Европе узнал премьер-министр Чехии Ян Фишер. По его словам, президент Обама позвонил ему в ночь на четверг в 0 часов 21 минуту (2.21 по Москве) и «проинформировал, что его правительство отказывается от планов размещения на территории Чешской Республики радара ПРО США». По сообщениям польских СМИ, Барак Обама пытался дозвониться и премьеру Польши Дональду Туску, но «разговор не состоялся по техническим причинам». Эта беседа состоялась лишь вчера днем.
Дональд Туск сообщил, что президент США проинформировал его об изменении американских планов. Г-н Обама выразил уверенность, что это «не должно повлиять на безопасность Польши». Вчера же об отказе Барака Обамы от размещения объектов ПРО в Польше и Чехии правительства двух стран проинформировала посетившая Варшаву и Прагу делегация американских военных.
В окружении президента Польши Леха Качиньского не скрывали разочарования. «Это очень плохо. Без ПРО мы де-факто теряем стратегический союз с Вашингтоном», -- сказал советник польского президента по вопросам безопасности Витольд Ващиковский.
В Москве вчера призвали американцев при разработке новых систем ПРО взаимодействовать с Россией. «Мы должны совместно работать с самого начала, включая анализ возможных рисков, выработку мер по недопущению их распространения и затем осуществления этих мер», -- заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. В свою очередь председатель комитета по международным делам российской Госдумы Константин Косачев выразил надежду, что действия США побудят Тегеран пересмотреть свои ядерные планы: «Если исчезает фактор давления с американской стороны, то либо Иран должен немедленно на это отреагировать и вести себя тоже в каком-то измененном формате, либо Иран может упустить реальный шанс того, чтобы восстановить доверие к собственной стране».
Ранее в западных СМИ сообщалось о тайных переговорах Москвы и Вашингтона, в ходе которых США якобы пообещали российской стороне отказаться от размещения ПРО в Восточной Европе, если та убедит Иран свернуть ракетные и ядерные разработки. Однако официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко вчера назвал «домыслами» сведения о том, что Россия и США якобы заключили сделку по ПРО: «Это не соответствует нашей политике, нашему подходу к решению абсолютно любых проблем, в отношениях с любыми странами».
«Американская система ПРО просто не прошла необходимых испытаний, поскольку той угрозы, против которой она разрабатывалась -- в лице иранских ракет, долетающих до Европы, -- не существует в природе. Проводившиеся американцами эксперименты не подтвердили эффективность системы», -- сказал «Времени новостей» президент российского Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. По мнению эксперта, важную роль в пересмотре американских планов сыграл и экономический фактор: «Нерационально в разгар финансового кризиса тратить на борьбу с несуществующей угрозой миллиарды долларов». К тому же «не следует сбрасывать со счетов партийную принадлежность нынешней американской администрации, ведь демократы в отличие от республиканцев не были в восторге от планов размещения ПРО США в Европе».
Новость из Вашингтона в Москве восприняли с умеренным оптимизмом, обратив внимание на стремление США отказаться от стационарных установок в Польше и Чехии в пользу мобильных, гибких и глубоко эшелонированных систем. «Американцы планируют разместить элементы системы ПРО на мобильных платформах, которые могут оперативно перемещаться в ту зону, где в этом будет необходимость. Прежде всего речь идет о морском базировании этой системы», -- сказал постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, предупредив, что «военным экспертам России предстоит ответить на вопрос, может ли такая система представлять угрозу для безопасности нашей страны». Некоторые российские военные эксперты опасаются также, что новая система ПРО США может быть размещена в космосе, что не снимает вопроса об ее угрозе для России.
Американский министр обороны Роберт Гейтс уже подчеркнул, что США «очень заинтересованы» в том, чтобы «Россия стала партнером» Вашингтона в создании новой архитектуры ПРО в Европе. По словам главы Пентагона, «радар под Армавиром в южной части России мог бы быть интегрирован в нашу сеть и был бы весьма эффективен в оказании нам помощи в том, что касается гораздо большего охвата» иранской территории «на предмет потенциальных ракетных пусков».
Американское решение прозвучало на фоне активных переговоров между Москвой и Вашингтоном о заключении нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) на смену ныне действующему. Срок действия нынешнего договора истекает через три месяца -- в декабре 2009 года. Российские эксперты в области разоружения полагают, что изменение ситуации вокруг ПРО поможет двум странам ускорить работу над СНВ.
Напомним, что вопрос противоракетного щита стал одной из главных тем на московских переговорах президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в начале июля. Взаимопонимание двух лидеров повергло тогда в уныние польское руководство, которое до этого не сомневалось в твердости намерения США создать в Польше противоракетную базу. Тем не менее польский сейм (парламент) так и не ратифицировал договор с США по ПРО. Дело было не только в бюрократической казуистике, но и во внутриполитических разногласиях, а также в попытках выторговать у США большие военные и финансовые выгоды в ходе двусторонних переговоров.
Поляки требовали, чтобы вместе с базой ПРО американцы предоставили им новейшие комплексы противовоздушной обороны «Пэтриот», но США упорно торговались -- они требовали заключить соглашение о статусе американских военных в Польше и обещали только учебный вариант «Пэтриот». Тем временем польские СМИ регулярно сообщали, что работа над проектом базы под шахты для десяти противоракет в местечке Редзиково под Слупском на севере Польши идет полным ходом. Премьер Туск даже договорился с местными властями о правительственных компенсациях за «причиняемые неудобства» -- там начали ремонтировать дороги, а населению был обещан современный аквапарк.