Время новостей
     N°99, 05 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2002
Озабоченные
Главными проблемами на «Кинотавре» пока оказались сексуальные
Три из первых пяти фильмов, показанных на «Кинотавре», сняты в жанре комедии и посвящены проблемам молодежного секса. Самые молодые герои -- в картине Дениса Евстигнеева «Займемся любовью»: семнадцатилетнему первокурснику по кличке Тюлень еще только предстоит расстаться с невинностью, эту задачу он с помощью друзей на протяжении всего фильма и решает. Во французской комедии с английским названием Sexy boys один из трех героев тоже студент, причем факультета журналистики, получивший задание сделать телерепортаж на тему «Молодежь и секс». Однако интересует парня не учеба, а размер собственного члена, который он изучает, вооружившись порножурналом и линейкой. Судя по тому, как реагируют на его индивидуальные упражнения мама и сестра-подросток, эта тема во французском обществе давно перестала быть табуированной. В российском кино мастурбация и эрекция пока еще сравнительно рискованные зоны для визуального воплощения, однако и здесь есть подвижки. Герой комедии Юрия Рогозина с малоаппетитным названием «Пер-р-рвокурсница» вовсе не молод. Ему лет сорок, он доцент, преподает зарубежную литературу. Но жена его бросила, и пока на жизненном пути не появляется нерадивая, но жизнелюбивая студентка, он утешается в одиночку, разглядывая диапозитивы с репродукциями рубенсовских и гогеновских красоток.

Прежде «Кинотавр» обвиняли в переизбытке насилия. Сейчас явно произошли изменения, и от Танатоса кино перешло с Эросу, демонстрируя жовиальность и стремление к возрастным изменениям аудитории. Вдоволь позабавив молодых зрителей картинками технических фиаско своих героев, авторы фильмов, в полном согласии с мировой тенденцией, объясняют им простые истины: размер не имеет значения, главное -- искреннее чувство, надо оставаться самим собой, придет любовь -- и все у вас получится.

Молодые российские артисты в этих обстоятельствах чувствуют себя вполне комфортно: они органичны примерно так же, как собаки, свободно держатся перед камерой, и ничто не омрачает их безмятежные лица и тела. Другое дело режиссеры -- их сорокалетнему опыту недостаточно апофеоза телесности. Хотя, на мой взгляд, российская массовая культура сегодня действительно нуждается в цивилизованном взгляде на тело человека и его естественные нужды. В этом плане и в фильме Рогозина (в его первой части, например, когда герой принимает экзамен, а мы видим только ноги под столом -- его и ее), и в фильме Евстигнеева, с его общажно-коммунальным бытом, есть забавные и даже новаторские решения. Но они остаются второстепенными подробностями, авторы же стремятся сделать свое кино хотя бы внешне замысловатым, насытить его приключениями -- иначе зачем, к примеру, убивать одну из героинь в легкомысленно-комедийном «Займемся любовью»?

Почему-то не получается снимать кино про отношения, оставаясь внутри них. Кажется, что наши режиссеры и сценаристы -- инопланетяне. Они сочиняют истории про людей, чье устройство им словно бы незнакомо, руководствуясь не жизненным опытом или хотя бы наблюдениями, а плохо переведенными инструкциями. В общем, пока, как сказал, выходя из зала, один весьма ученый критик: «Не стоит».

Алена СОЛНЦЕВА, Сочи