|
|
N°171, 18 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва--Соловки
Антифашистский фильм «Россия88» показали жителям Севера
«Патриотизм на пути в Соловки» -- так назвали свою акцию-автопробег ее организаторы -- Союз журналистов России, информационное агентство Росбалт и Высшая школа журналистики. Пробег проходил в рамках проекта «Frontline в России», он стартовал 10 сентября в Москве, а финишировал вечером 15 сентября в Санкт-Петербурге. Его участники возили с собой нашумевший антифашистский фильм Павла Бардина «Россия88», которому так и не удается пробиться на широкий экран.
Пробег проходил по совершенно разным с точки зрения масштаба и социальных проблем северным городам-- Ярославль, Вологда, Череповец, Белозерск, Вытегра, Петрозаводск и через Кемь попал на Соловки. На всем протяжении маршрута участники пробега показывали жителям городов фильм «Россия88», а после просмотров устраивали дискуссии со зрителями. Главный вопрос, на который организаторам хотелось получить ответ, звучал так: "Что такое патриотизм?" Потому что персонажи фильма Павла Бардина, члены группировки современных российских неонацистов, на протяжении всего фильма говорят о своем горячем патриотизме -- так, как они его понимают. А понимают они его очень просто: Россия для русских, всех нерусских надо «мочить» -- то есть убивать или гнать из страны. Что и делают лидер группировки по кличке Штык и его подельники по ходу сюжета. А еще они качают мускулы в закрытом от посторонних глаз спортивном зале, снимают видеоролики с нацистской пропагандой и спокойно живут под покровительством школьного учителя ОБЖ и местной милиции.
Сейчас право на показ фильма официально передано Союзу журналистов и проекту «Frontline в России». Организаторы пробега объяснили, почему они устроили этот киномарафон по северным городам России: по мнению Юрия Бурцева, координатора проекта, ситуация с экстремизмом и агрессией в стране не улучшается, а фильм как раз и поднимает эти острые вопросы -- что такое настоящий патриотизм, откуда в России, победившей ценой огромных человеческих потерь Гитлера, берутся неонацисты, как их идеи воспринимают рядовые россияне и представители власти. Такую необычную форму проката фильма пришлось избрать, потому что пробить его на широкий экран до сих пор не удается.
Как рассказали участники пробега, фильм у россиян вызвал однозначный интерес. Хотя было совершенно понятно, что просмотр давался с большим трудом. Как рассказал Юрий Бурцев, на лицах зрителей, особенно молодых, откровенно были видны сильное напряжение, усталость. «Конечно, здесь думать надо, это же не экшн, здесь нет борьбы добра со злом», -- считает г-н Бурцев.
Обо всех показах организаторы пробега договаривались заранее, но на просмотрах были и обычные зрители, и те, кого организованно отправляла местная власть. В Ярославле, например, на фильм пришла группа молодых людей во главе со взрослым мужчиной. Когда началась дискуссия, этот руководитель встал и заявил: "Вы зачем приехали? Это все скучно, что вы тут нам говорите, вот мы, организация «Перспектива», уже работаем, помогаем осетинским детям, например. Так что вы нас патриотизму не учите!" В дальнейшей дискуссии он участвовать отказался, а потом скомандовал своим подопечным -- они поднялись и дружно вышли из зала.
Директор музея ссылки в Вологде Валерий Евсеев цитировал прозу Варлама Шаламова, читал его стихи. Сказал, что патриотизм -- в сопереживании людям и своей стране. Там же, в Вологде, на обсуждении фильма встала девушка и чуть не заплакала: "Фашисты в войну русских убивали, как же эти парни могли!"
В Вологде фильм смотрели библиотекари, в Череповце -- предприниматели и местные журналисты. А в Белозерске так просили показать фильм, что устроили просмотр в субботу в десять утра, и зал местной администрации был заполнен до отказа.
"Разговор с аудиторией нужен, -- считает Алексей Успенский, журналист из Нижнего Новгорода, участник автопробега. -- Может быть, не столько про фильм, сколько вообще про жизнь. У людей каша в головах, мы наслушались разговоров -- от сионистского заговора до заявлений, что патриотизм обязательно возникнет у детей, если они потрогают настоящий танк".
В Череповце участники дискуссии сначала заявили: "У нас неонацизма нет, у нас все хорошо". А потом, когда уже люди расходились, подошли девушки и сказали: "Да есть у нас это, мы знаем, где в городе есть такой же закрытый спортивный клуб, и там тоже на стенах свастика висит".
На Соловках после фильма одна женщина спросила, можно ли сделать копию, а то у ее подруги в Архангельске сын -- скинхед, вот бы ему и его дружкам посмотреть. В Ярославле в процессе обсуждения кто-то из зала бросил фразу: "Здесь большинство прошло через подобные молодежные лагеря!"
В Кеми, пока ждали катер на Соловки, разговорились с местной жительницей, по национальности карелкой. Она рассказала, как всю жизнь прожила с ощущением страха -- карелам при советской власти запрещали разговаривать на родном языке, не брали на работу, она постоянно боялась милиционеров. Но так сложились обстоятельства, что, оказавшись вообще без работы, пошла работать именно в милицию -- и ее взяли. Там она работала с несовершеннолетними правонарушителями, помогала мальчишкам вернуться к нормальной жизни. На вопрос, откуда сегодня берутся неонацисты, пожилая женщина просто ответила: "Из окружающей среды".
"Во время одного обсуждения встает женщина и говорит -- это же антиправительственный фильм. Мы вздрогнули, -- рассказывает Юрий Бурцев. -- Она продолжает говорить, и становится понятно, что она имела в виду другое -- что персонажи фильма ведут антиправительственную деятельность. И она же в конце дискуссии сказала: "Я знаю, почему журналисты возят этот фильм по стране -- потому что у нас нет свободы слова".
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург