|
|
N°170, 17 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не вошел в положение
Калининградский бизнесмен пытался запретить своим сотрудницам иметь детей
Прокуратура Калининградской области занялась нетипичным случаем менеджмента -- местный предприниматель попробовал заставить работниц своей компании отказаться от попытки забеременеть, угрожая в противном случае увольнением.
Это требование владелец небольшой фирмы в Зеленоградском районе, занимающейся продажей продуктов питания, прописал с тремя работницами в трудовом договоре. В документах так и значилось -- «не беременеть». Женщинам это не понравилось, однако особо спорить с хозяином они не стали, но пожаловались на своего начальника, выступающего, выходит, против федерального демографического тренда, в прокуратуру.
«Была проведена проверка, которая действительно выявила грубые нарушения требований трудового законодательства при заключении договоров с работниками. Установлено, что работодатель включил в документы обязанность для работниц «не беременеть», а это противоречит законодательству», -- сообщила «Времени новостей» старший помощник прокурора области Оксана Пономарева. По ее словам, прокурор Зеленоградского района потребовал от генерального директора фирмы исключить эту спорную строчку, перестав тем самым вмешиваться в личную жизнь персонала.
По официальным данным, какое-либо «документальное» ограничение личных прав работников в Калининградской области -- редкость. В той же прокуратуре случай в Зеленоградске назвали «нонсенсом». Правда, около четырех лет назад любопытная история произошла в другом районном городке -- Мамоново. Руководство местного комбината пыталось ввести дресс-код, ограничив длину юбок женщин-сотрудниц. Однако прокуратура сочла это требование незаконным, обязав предприятие отказаться от таких намерений.
Другой случай произошел с учителями, которых местное министерство образования опрашивало, предлагая повысить квалификацию, -- в «опроснике» значилась графа о семейном положении, и педагоги в этом усмотрели вмешательство в тайну личной жизни. Их поддержал региональный уполномоченный по правам человека, и министерству пришлось изменить анкету.
Но все это, конечно, кажется ерундой по сравнению с договором, который чуть не поставил трех женщин в Зеленоградске в особое положение. Поэтому реакцию начальника отдела социально-трудовых отношений областной федерации профсоюзов Ангелины Сакаевой вполне можно понять: «Случай в Зеленоградске -- из ряда вон выходящий! Прежде слышать о таком мне не доводилось никогда».
Впрочем, об этом не слышали, наверное, не потому, что калининградские работодатели очень воспитанные и тактичные люди. Дело скорее в том, что подобные требования крайне редко «ложатся на бумагу». В частных (особенно небольших) компаниях, как правило, все решается устно, и многие женщины соглашаются соблюдать «правила игры» -- особенно в провинции, где найти работу не так-то просто. «Такие вещи существуют на негласном уровне, они были и в советское время. И причина понятна: с точки зрения экономики предприятия беременность сотрудницы невыгодна. Приходится платить декретные, держать ее место до трех лет, искать работника на замену, -- полагает заместитель председателя комитета областной Думы по промышленности, строительству, малому и среднему предпринимательству Александр Кузнецов. -- Однако прописывать в договоре такие вещи, как «не беременеть», -- это унизительно. Это перебор. Ведь каждый человек имеет право на счастье, даже сотрудник маленькой фирмы».
Вадим СМИРНОВ, Калининград