|
|
N°170, 17 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никарагуа окончательно признала Южную Осетию и Абхазию»
Теперь уже три страны -- Россия, Никарагуа и Венесуэла -- признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Но если Венесуэла сделала это только сейчас, то никарагуанский президент Даниэль Ортега поддержал два новых государства еще в прошлом году, вскоре после России. Сейчас Абхазия и Южная Осетия занимаются оформлением дипотношений с союзниками в Латинской Америке. На днях такое соглашение уже подписала в Никарагуа делегация из Абхазии.
Однако парламент Никарагуа пока не ратифицировал решение признать закавказские республики, принятое 5 сентября 2008 года президентом Даниэлем Ортегой. Означает ли это, что Никарагуа не до конца признала новые закавказские республики? За разъяснениями газета «Время новостей» обратилась к послу России в Никарагуа 60-летнему кадровому дипломату Игорю КОНДРАШЕВУ.
-- Авторы измышлений о «неполном признании» не учитывают никарагуанских реалий. В Никарагуа основные направления внешней политики определяет глава государства, это его прерогатива. Национальная ассамблея (парламент) вправе одобрить или расторгнуть тот или иной международный договор. Но все дело в том, что решение о признании Абхазии и Южной Осетии -- это даже не договор. Оно было принято на основании президентского декрета. Это окончательный официальный акт, не предусматривающий обязательной процедуры ратификации законодателями.
-- Может ли парламент поставить вопрос о правомерности такого шага президента Ортеги?
-- Он может поставить вопрос в отношении любого президентского декрета. Но отменить его или каким-то иным образом повлиять на его судьбу -- нет. В Никарагуа указ или декрет президента имеет высшую силу в сравнении с решениями Национальной ассамблеи. Другое дело, что в стране есть влиятельные круги, выступающие против признания Абхазии и Южной Осетии. Будучи не в силах кардинально изменить ориентиры никарагуанской внешней политики, они сосредоточились на обработке общественного мнения. В том числе, муссируя вопрос вокруг признания двух закавказских республик в парламенте. Отсюда все эти слухи и кривотолки насчет возможной ревизии решения Ортеги.
-- Сильна ли поддержка президента в парламенте?
-- Правящий Сандинистский фронт национального освобождения обладает 38 депутатскими мандатами из 92. Его фракция, пожалуй, самая сплоченная, дисциплинированная и активная. Чего не скажешь об оппозиции. Ее основная сила -- Либерал-конституционная партия, 20 депутатских мандатов. Либералы традиционно сильны в Никарагуа. Но их не назовешь непримиримыми критиками власти: по многим вопросам они блокируются с сандинистами.
С резко антиправительственных позиций выступает фракция «Никарагуанский демократический блок» -- 12 мандатов. Частенько властям достается и от бывших сандинистов, объединившихся в «Сандинистское движение обновления» -- у них пять мандатов. Всего у оппозиции 37 мандатов, не считая мелких фракций и независимых. Дабы провести какое-то решение в пику президенту, оппозиции требуется 47 мандатов, то есть простое большинство голосов. Но главное -- требуется сплоченность и предсказуемость. А этого как раз нет. Скорее всего оппоненты Ортеги в парламенте все же будут время от времени поднимать вопрос об Абхазии и Южной Осетии в рамках комплексной критики его внешней политики. На большее у них нет сил.
-- Тем не менее в конце 2008 года парламент отказался разрешить заход российских военных кораблей в никарагуанский порт Блуфилдс, о чем уже была договоренность с местными властями...
-- Это не так. Из-за шумихи, поднятой оппозицией, до Москвы те события, видимо, дошли в искаженном свете. Тогда парламент Никарагуа вообще не принимал решений -- он бездействовал. Причем это длилось больше месяца -- оппозиция попросту блокировала работу ассамблеи из-за внутриполитических разногласий. В итоге заход наших кораблей своим декретом санкционировал президент Ортега -- в полном соответствии с конституцией.
Кстати, визит наших кораблей прошел прекрасно. Автономная зона Южной Атлантики -- регион страны, в котором находится порт Блуфилдс, -- сильно пострадала от тропического циклона, и наши моряки доставили ее жителям гуманитарную помощь. После этого от никарагуанцев прозвучало много слов благодарности по адресу России.
-- Как решение Никарагуа признать Абхазию и Южную Осетию повлияло на ее сотрудничество с Россией?
-- Наши торговые связи с Никарагуа оживились в 2007 году -- еще за год до известных событий вокруг Южной Осетии. С тех пор идет рост товарооборота, уже превышающего 60 млн долл. в год. По итогам этого года, из-за мирового кризиса, результаты будут чуть скромнее. Хотя на поставках в Россию великолепного никарагуанского кофе и лучших в мире сигар это не скажется.
-- «Лучшие в мире» сигары, оказывается, делают в Никарагуа?
-- Последние несколько лет первое место на международных выставках-конкурсах занимают никарагуанские сигары, а не какие-то еще. Так что я не оговорился.
Беседовал Борис ЮНАНОВ