|
|
N°170, 17 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто разделил Польшу?
Депутаты сейма обратятся к россиянам
В последний момент было отменено намечавшееся на сегодня специальное заседание польского сейма для осуждения вступления Красной армии в Польшу 17 сентября 1939 года. В этот день 70 лет назад советские войска вошли на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, которые Польша получила по итогам советско-польской войны 1919--1921 годов. Две недели в нижней палате парламента кипели страсти по резолюции, инициатором которой выступила оппозиционная партия братьев Качиньских (бывшего премьера Ярослава и нынешнего президента Леха) «Право и справедливость».
В документе, если судить по опубликованным в польской печати фрагментам, утверждалось, что «немецкие и советские оккупанты» совместно реализовали «план истребления польского народа» и совершили «военные преступления и геноцид». Альтернативный вариант резолюции предложила правящая «Гражданская платформа» премьера Дональда Туска. В нем говорилось, что в 1939 году «произошел четвертый раздел Польши, согласованный между агрессорами 23 августа 1939 года пактом Молотова-- Риббентропа (предыдущие разделы Польши относятся к концу XVIII века. -- Ред.)».
«Камнем преткновения» при согласовании текста резолюции стало слово «геноцид», которым, по мнению депутатов от «Права и справедливости», следует квалифицировать расстрел интернированных польских офицеров в Катыни под Смоленском в 1940 году. Депутат Збигнев Гижиньский, который в биографической справке сейма обозначен как кандидат исторических наук, вместе с коллегами сослался на Нюрнбергский процесс 1945--1946 годов, на котором, по его словам, советские представители якобы признавали катынское преступление геноцидом, совершенным немцами.
Примечательно, однако, что понятие «геноцид» вошло в международно-правовой оборот только после принятия ООН специальной конвенции 9 декабря 1948 года. Председатель польского Института национальной памяти (в котором в 2004 году и родилась идея определить катынское преступление как геноцид) Януш Куртыка заявил, что такой классификации требуют «польские государственные интересы».
Однако вице-спикер Стефан Неселовский считает, что та трагедия -- «военное преступление, а не геноцид», чем вызвал новый виток дискуссий. Президент Лех Качиньский потребовал от премьера Дональда Туска повлиять на депутатов «Гражданской платформы». На спешно организованную встречу с президентом пригласили нескольких родственников погибших офицеров, которые поддержали позицию Качиньских. Однако на эту встречу не позвали председателя Федерации катынских семей Анджея Скомпского, ведь он не согласен с таким определением.
Воодушевленные поддержкой президента депутаты от партии Качиньских попытались распространить свою инициативу на сенаторов верхней палаты парламента. Но до совместного заседания палат дело не дошло. Путь к компромиссу нашел маршал сейма (председатель нижней палаты парламента) Бронислав Коморовский. В согласованном тексте резолюции говорится, что «Речь Посполитая пала жертвой двух тоталитаризмов -- нацизма и коммунизма». Катынь упоминается среди других преступлений, которые несут «признаки геноцида». Сейм «стоит на позиции, что польско-российское примирение требует уважения исторической правды; нельзя ее замалчивать и ею манипулировать». Польский парламент «осуждает все попытки фальсификации истории и призывает всех людей доброй воли в России к совместным и солидарным действиям ради разоблачения и осуждения преступлений сталинского времени». Эта резолюция будет принята на очередном заседании сейма 23 сентября через аккламацию -- процедуру, не предусматривающую новых дебатов и голосования.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава