|
|
N°170, 17 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Резерв армии
Хуанде Рамос потерпел с ЦСКА первое поражение, но выиграл время
Московский ЦСКА сделал шаг назад от своей давней цели -- пробиться наконец в плей-офф Лиги чемпионов. В стартовом матче нового группового этапа армейцы уступили «Вольфсбургу» -- 1:3. За две недели, что остались у Хуанде Рамоса до следующей встречи с «Бешикташем», наставник ЦСКА должен придумать, как нивелировать недостатки своей команды. Иначе его срочная командировка в Москву окажется бессмысленной.
ЦСКА опоздал с кадровыми решениями, принятыми в этот трансферный период. И дело даже не в пожарном приглашении Рамоса за пять дней до первого матча в Лиге чемпионов. Виной ли тому финансовый кризис, из-за которого у до сих пор анонимных акционеров клуба не оказалось свободных средств на усиление команды к главному старту сезона или это принципиальное решение руководства, но первый же матч с серьезным соперником показал: ЦСКА разбалансирован. Причем не из-за того, что обвиненный в мягкости Зико не сумел поставить игру. Разбалансирован из-за отсутствия системообразующего игрока в центре поля.
У Зико еще весной был четкий список позиций, которые, по его мнению, требовали немедленного усиления к Лиге чемпионов. Тогда еще не был продан Жирков и оставался еще в команде Вагнер Лав, но бразильский специалист хотел видеть в своей команде как минимум еще одного опорного полузащитника и правого латераля. С обязанностями последнего пока справляется Шемберас. Но новый игрок высокого класса в центр поля армейцам необходим со всей очевидностью -- без него у ЦСКА получается либо большой крен в оборону, либо чересчур рискованный акцент на атаку.
В наследство от Зико Хуанде Рамос получил все те же проблемы. В двух его первых армейских матчах ЦСКА выдавал два разных тайма: первый -- осторожный и провальный, второй -- как акция спасения. С «Крыльями Советов» она оказалось успешной. В игре с на порядок более мощным «Вольфсбургом» -- бесполезной. Вряд ли самому Рамосу нравятся эти качели. Но найти точку равновесия ему, лишенному возможности укрепить состав, будет непросто.
Пока испанец ищет внутренние резервы. Из запаса был вынут Элвер Рахимич. С боснийца отряхнули пыль и поставили в центр поля рядом с Алдониным. И тут же Рамос получил кадровый дефицит атакующих игроков. Перед парой опорников могли действовать Дзагоев и Гильерме, правее -- Красич, и этим потенциал атаки ЦСКА был исчерпан. Потому что надежды на действовавшего на левом фланге полузащиты Щенникова как на игрока нападения весьма переменчивы, а имеющиеся в наличии у Рамоса крайние защитники в атаке помощники так себе.
Именно из-за этого ЦСКА пропустил первый гол от «Вольфсбурга». Василий Березуцкий, решив взять на себя функции разыгрывающего игрока, исполнил неоправданно рискованную передачу, естественно, ошибся, и тут же вся команда была наказана разящей контратакой, которую хладнокровно завершил вышедший один на один с Акинфеевым Графите -- 0:1. Заработанный вскоре Шемберасом на ровном месте пенальти, с которого все тот же бразилец увеличил счет, требовал от тренерского штаба ЦСКА каких-то изменений.
Наверняка у Хуанде Рамоса есть несколько вариантов, как качнуть армейские качели в сторону атаки. Как минимум два из них очевидны. Первый -- поменять одного из двух опорных полузащитников оборонительного плана на более креативного игрока. Но осторожный Рамос, опасаясь получить разреженное пространство в центре поля, которое закрыть никто из имеющихся у него исполнителей не в состоянии, пока действует другим путем -- переходит на игру с тремя защитниками. То есть на вариант, от которого когда-то отказался Газзаев и к которому иногда возвращался Зико.
Иногда он работает. Могло пройти и с «Вольфсбургом», если бы Дзагоев реализовал не только один из трех имевшихся у него моментов. Но более весомую роль в изменении в пользу армейцев характера встречи сыграл 18-летний Пилиев. Выйдя на замену, он развил приличную активность на левом краю, и армейская атака перестала хромать на левый фланг.
Вообще внезапное вливание в состав молодых игроков, которые потом вырастают в лидеров, становится фирменным знаком армейских тренеров. При Артуре Жорже карт-бланш получил неизвестный тогда Юрий Жирков, у Газзаева открытий было больше, и самое яркое из них прошлогоднее -- Алан Дзагоев. Зико очень доверял Жоре (так он называл Георгия Щенникова)... Рамос продолжил эту традицию, и едва сразу же не получил дивиденды. Если бы не еще одна ошибка защитников, то ЦСКА имел все шансы в нервной концовке спасти игру. А так -- 1:3 и хет-трик Графите. Но у Хуанде Рамоса теперь есть две недели на поиск других внутренних резервов.
Андрей ВДОВИН