|
|
N°147, 16 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сербия меняет кожу
Политик Милошевич умер, но дело его еще живет
Слободан Милошевич политически уже мертв, но «слобизм» в Сербии еще жив. Такой вывод сделал, наблюдая события последних дней, известный в Белграде журналист Александр Киянич. «Слобизм», надо признать, хорошее слово -- не только по сути, но и по звучанию: грубое, увесистое, даже какое-то хамское. Это целая философия, целая система понятий, приобретающих в сегодняшней Сербии новый цвет, звук и смысл. Многое похоже на то, что происходило в Советском Союзе в августе 1991-го. Политические обстоятельства, конечно, разные, но люди одинаковые.
Югославский посол в Праге Джоко Стоичич официально сообщил в Министерство иностранных дел, что снял со стены своего кабинета портрет Слободана Милошевича за три часа до того момента, как Конституционный суд объявил о победе на президентских выборах лидера блока демократической оппозиции Воислава Коштуницы.
Председатель местной общины белградского района Врачар Милена Милошевич (не его родственница, просто очень распространенная югославская фамилия) поспешила заявить о недвижимости, находящейся в собственности начальника Генштаба вооруженных сил СРЮ генерала Небойши Павковича: «Он расширял площадь своих квартир по мере того, как режим терял свои территории». Как сообщает еженедельник «Време», минувшим летом семья Павковича приобрела третью по счету квартиру и приступила к строительству дома площадью 1700 кв. метров с открытым и закрытым бассейнами (средняя заработная плата в Сербии составляет примерно 60 долл. в месяц).
Президентом баскетбольного клуба «Партизан» вместо высокопоставленного функционера СПС (партия Милошевича) Ивицы Дачича по требованию болельщиков избран знаменитый центровой Владо Дивац. Сейчас он играет в НБА за клуб «Сакраменто кингз», и до его появления на родине или окончания спортивной карьеры «Партизаном» будет руководить другой прославленный спортсмен -- Предраг Данилович.
Милучин Мырконич, руководитель правительственного агентства развития и восстановления, обратился к Воиславу Коштунице с просьбой принять участие в торжественной церемонии открытия после ремонта моста через Дунай в городе Нови-Сад. Две недели назад планировалось, что этот мост в рамках предвыборной кампании (накануне второго тура голосования) откроет Слободан Милошевич.
Отлично сказал о событиях 5 октября, когда в Белграде произошла народная революция, один из лидеров партии «Югославские левые» (главные союзники социалистов Милошевича) Александр Вулин: «Рабочий класс принял решение, а когда рабочие говорят, левые могут только слушать». Это только пять примеров из возможных десятков или сотен. Хотите, вспомните ультрадемократическую Москву августа 1991-го.
По мере того как новая югославская власть укрепляет позиции, одной из главных тем общенациональной политической дискуссии становится вопрос об ответственности власти старой за свои деяния. Президент Коштуница хоть и обещал, что реваншизма не будет, но выразил уверенность: Милошевич должен предстать перед судом и ответить за подтасовку результатов голосования и нарушения закона в ходе избирательной кампании. Журналист Киянич предостерегает тех, кто предлагает немедленно рассчитаться за все со слугами прежнего режима: «Генералы не отдали приказ стрелять в народ, когда нужно было защищать диктатора, но они могут отдать его, если им придется защищать самих себя».
Вчера белградский приятель сделал мне маленький подарок -- предвыборный значок СПС в виде карминно-красного сердечка с электрической лампочкой внутри: нажмешь на кнопку, и сердечко начинает пульсировать. Был у команды социалистов Милошевича такой лозунг: «И сердце бьется с левой стороны». «Только ты на улице с этим значком не показывайся, -- посоветовал приятель, -- обратно можешь и не вернуться».
Андрей СТАХОВ, Белград