|
|
N°170, 17 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Муки самосовершенствования никто не отменял»
Утверждают Алексей Романов и Андрей Сапунов из группы «Воскресение»
24 сентября легендарная русская рок-группа «Воскресение» отметит тридцатилетие большим концертом с симфоническим оркестром. Накануне юбилея корреспондент газеты «Время новостей» Александр Беляев встретился с отцами-основателями группы, Алексеем Романовым и Андреем Сапуновым.
Есть такие странные артисты, которых никогда не показывают по телевизору, о которых не пишет не то что желтая пресса, а даже как будто прогрессивные web 2.0-проекты. Артисты эти записывают очень мало нового материала, не генерируют никаких информационных поводов, тем не менее многие их творения знает наизусть едва ли не каждый. Эдакий «популярный андеграунд». Если бы такой оксюморон существовал, его легко можно было бы применить к легендарной московской группе «Воскресение». В постперестроечное время о них много писали; в основном о том, что Романов «отсидел», группа «подвергалась гонениям», но стала «одной из легенд русского рока». Добавлю -- легендой, появившейся именно в городе Москве, что особенно приятно.
С Сапуновым и Романовым мы договариваемся встретиться в «Лужниках», в здании, которое раньше называлось Дворец спорта, а теперь называется «ГЦКЗ Россия в Лужниках». Подъезжаю к служебному входу, звоню людям, организовывающим общение группы с прессой. Мне говорят, что входить в здание не нужно, а, наоборот, общение музыканты «очень попросили» перенести на улицу. Алексей Романов так и объяснил позже: зачем-де сидеть в помещении, когда такое солнце. «Это же «Лужники» -- тут столько зелени, есть уютные местечки, лавочки...» Да кто бы спорил!
Романов и Сапунов -- люди совершенно немедийные, к автопиару и саморекламе совершенно не склонные. Это в них сразу подкупает. «Нашей группе тридцать лет, да, -- кивает Романов.-- Что я чувствую? Да ничего не чувствую. Это не фокус. Фокус в том, что я пошел в школу 50 лет назад. Вот это действительно что-то значит. Для меня».
24 сентября в «Лужниках» группа выступит с симфоническим оркестром. Они редко играют на больших площадках («Мы не стадионная группа», замечает Сапунов), и никогда не играли с оркестром. Я замечаю, что делать симфонические аранжировки песен -- к этому рано или поздно приходят многие рок-группы. «Значит, мы не оригинальны, -- пожимает плечами Романов. -- Вообще-то это идея нашего директора. Он хочет поучаствовать в творческом процессе, а поскольку он деловой человек, то и мыслит масштабно... С этим оркестром мы еще не начинали репетировать, но, правда, играли с ним весной. Оркестр звучит божественно. По тембру это не сравнится ни с какими клавишами!».
Deep Purple с оркестром -- это было ново и дерзко в 1969 году. Последующие симфо-роковые эксперименты навевают скуку. «Смотря как сделать, -- возражает Романов. -- У Metallica, например, драйв не ушел! Все аранжировки на виолончелях построены, гитары наверху, барабаны и бас -- внизу, чтобы мы слышали группу Metallica. Для нас аранжировки делал наш старый друг Александр Слизунов (аранжировщик группы «Цветы». -- Ред.). Это его взгляд на нашу музыку, его стиль не похож ни на какого другого аранжировщика».
От оригинального состава «Воскресения» осталось два человека, Романов и Сапунов. Впрочем, барабанщик Алексей Коробков -- давний соратник: «Я с ним знаком на полгода дольше, чем с Алексеем (Романовым. -- Ред.). Просто мы играли в разных составах, так судьба сложилась».
Тридцатитрехлетний басист Дмитрий Леонтьев -- человек из другого поколения и другой музыкальной тусовки: играл с поп-музыкантами. «Нам важно, чтобы музыкант стилистически точно попадал в нашу музыку, -- объясняет Романов. -- Сколько-то лет назад мы приняли решение играть втроем, Андрей -- на педальном басу. Потом решили, что басист все-таки нужен. Попробовали пригласить крепкого взрослого профессионала. Он знал репертуар, все умел... Но вот не пошло. Нет какой-то, извините, душевности. Потом к нам пришел Дима, человек, как вы говорите, «из попсовой тусовки». На первой же репетиции стало ясно, что он нас всем устраивает... Наверное, обидно звучит слово «попса», а на самом деле мы-то сами кто? Кроме серьезной академической музыки все -- попса: собачьи бега, оперетта, спортлото, группа «Воскресение» -- и ничего в этом позорного нет. Если музыканта называют попсовым, это означает, что он в состоянии своим ремеслом прокормиться. А позорным бывает поведение музыкантов. Или репертуар. То, что называется русским роком, находится в привилегированном положении: никто не диктует репертуар, никто не может заставить играть это, а не играть этого. Но мастерство и муки самосовершенствования не отменяются».
Группа «Воскресение» всегда отличалась профессиональным подходом и нездешним драйвом. А в остальные рок-группы что, брали не умеющих играть? «Нет! -- возражает Романов. -- Люди из кожи вон лезли, чтобы научиться играть лучше всех. Ведь то, что мы делали, было на пике моды. Мода была на гитарную музыку, а все молодежные герои были настоящими виртуозами: Хендрикс, Пол Маккартни, Роберт Плант, Джимми Пейдж... Все наши тянулись за ними. Если у тебя что-то не получалось, ты просто переставал этим заниматься. Это был дарвиновский естественный отбор в чистом виде: не устраивает тебя барабанщик? Все, больше вы не играете. У подпольной самодеятельности не было контрактов и обязательств, слава богу. Это все были приятельские пошумелки. Творческие и коммерческие плоды -- это просто дело случая».
Кстати о случае. Музыканты не хотят загадывать, как и что будет на юбилейном концерте. "Скажешь, что все хорошо, а там какой-нибудь штекер возьмет да отлетит", -- говорит Сапунов. Но как бы обстоятельства не сложились, понятно -- еще раз услышать великие "Кто виноват?" и "По дороге разочарований" не лишнее. Тем более с оркестром.
Александр БЕЛЯЕВ