|
|
N°170, 17 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невидимые встречи через двести лет
"Студия новой музыки" открыла цикл, посвященный Гайдну
В Рахманиновском зале Консерватории (РЗК) стартовал цикл концертов "Йозеф Гайдн. Игра в классики", посвященный 200-летию со дня смерти композитора. Гайдна в этом году играют практически все мыслимые коллективы, однако среди них едва ли много ансамблей современной музыки. Впрочем, московская "Студия новой музыки" не собирается злоупотреблять игрой на чужом поле: в каждой из трех программ цикла лишь по одному сочинению Гайдна и по пять-семь свежих опусов, написанных нашими современниками специально к этому случаю.
"Студия новой музыки", основанная в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым, -- практически единственный коллектив, регулярно исполняющий в столице академическую музыку последнего столетия. Основу ансамбля, где играют в том числе и аспиранты консерватории, составляют профессионалы разных поколений, но равно высокого класса -- кларнетист Олег Танцов, ударник Дмитрий Щелкин, пианист Михаил Дубов, флейтистка Марина Рубинштейн и многие другие. Год назад на XI фестивале "Московский форум" многие из участников ансамбля представили по сольной программе, лишний раз показав себя блестящими исполнителями. И хотя специфический репертуар "Студии" рассчитан на не такой уж широкий круг поклонников новой музыки, их круг медленно, но верно растет.
Это подтвердил первый концерт цикла "Йозеф Гайдн. Игра в классики" -- Рахманиновский зал был переполнен, не хватило даже подоконников, при том, что тем же вечером в Большом театре дирижировал Михаил Плетнев, в Доме музыки отмечал юбилей Владимир Спиваков, да и в Малом зале было что послушать. На концерты "Студии новой музыки", правда, почти всегда свободный вход. Но этого условия отнюдь не достаточно, чтобы собрать почти три сотни слушателей на программу, где даже для завзятых любителей современной музыки есть незнакомые имена. И если наша публика зачастую ленива и нелюбопытна, на этот раз она проявила адекватный интерес к циклу, в рамках которого обещаны 15 мировых премьер и три российские.
Вечер открыл Гайдн -- Andante из Сто первой симфонии, известной также как "Часы". Гайдн звучал необычно и свежо -- артисты "Студии новой музыки", как и их коллеги из "Персимфанса" Петра Айду, приносят в исполнение музыки симфонической опыт игры музыки камерной. Жаль, что сочинение не сыграли целиком: вероятно, опасались нарушить баланс между номерами концерта, ни один из которых не длился больше 10--12 мин. С одной стороны, замысел понятен: представить Гайдна не столько мэтром, сколько старшим коллегой наших современников. С другой стороны, диалог между музыкой разных эпох в этот вечер едва ли сложился -- "Часы" Гайдна сочетались с другими пьесами, посвященными часам, лишь номинально.
Впрочем, едва ли следует искать прямое музыкальное или идейное сходство между фрагментом из Гайдна и сочинениями наших дней. Памятная дата композитора, само имя которого означает "музыка", -- удачный повод для того, чтобы заказать ряд приношений Гайдну молодым авторам из Австрии и России. Увы, премьерное исполнение для многих таких сочинений нередко остается и единственным. Зато если из пяти новых опусов c первого прослушивания впечатляет как минимум один, это уже немало. На концерте в РЗК таких было целых три: "Маленькая концертная музыка для месье Гайдна" Томаса Хайниша, Ae farewell, alas Норберта Штерка и "Невидимые встречи" Божидара Спасова. Каждое из них, безусловно, настоящая музыка, которая увлекает и зовет за собой независимо от того, каким языком написана.
В первую очередь -- "Маленькая концертная музыка" для двух скрипок, двух виолончелей, контрабаса, двух валторн и кларнета -- сочинение, где нет ни одной лишней ноты, не позволяющее отвлечься ни на миг. Здесь как будто соревнуются струнные, валторны и кларнет, хотя друг друга они практически не слышат: струнные безуспешно попытаются вспомнить барочный concerto grosso, их перебьет бойкое соло кларнета, валторны зальются виртуозной каденцией. Затем вдруг кларнет процитирует финал одного из "Русских" квартетов Гайдна, повествование ненадолго свернет в тональное русло и опять его потеряет -- причем музыка звучит без тени умышленности, совершенно естественно и притом оригинально. Если следующие концерты цикла, запланированные на ноябрь и декабрь, принесут хотя бы еще по одной такой удаче, это докажет, что "Игру в классики" с Гайдном затеяли не напрасно.
Илья ОВЧИННИКОВ