Время новостей
     N°169, 16 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.09.2009
Арестованный на волнах
Дальнейшая судьба сухогруза Artcic Sea остается неясной
Вчера стало известно, что сухогруз Arctic Sea, месяц назад освобожденный в Атлантике российскими военными из пиратского плена, получил разрешение испанских властей зайти в порт Лас-Пальмас (Канарские острова). Последнее время сухогруз находился в открытом море, и на его борту работали представители СКП. Судя по всему, теперь следственные действия на судне завершены, и оно должно быть передано владельцу -- компании Solchart Arkhangelsk. Однако когда это произойдет, не понятно. Вчера выяснилось, что представители судовладельца уже покинули Канарские острова.

Как сообщил вчера днем представитель Генерального департамента торгового флота Испании, посольство РФ в Мадриде запросило разрешение на заход сухогруза Arctic Sea и сопровождающего его сторожевого корабля «Ладный» в Лас-Пальмас. «Разрешение уже дано, и оба судна движутся в направлении порта. Поскольку они находятся в 14 милях от берега, ожидается, что во вторник вечером они будут в порту», -- сообщил представитель испанского торгового флота. Он также отметил, что сухогруз идет на буксире, и ему, по всей видимости, потребуется ремонт в порту.

Сухогруз Arctic Sea, который ходит под флагом Мальты, 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины и пиломатериалов и должен был прибыть в алжирский порт Беджайя 4 августа. На его борту находились 15 российских моряков из Архангельска. 28 июля связь с кораблем прервалась, на нем была отключена система автоматической идентификации (AIS), и около двух недель о судьбе корабля ничего не было известно. Позже выяснилось, что еще 24 июля неподалеку от шведского острова Готланд к сухогрузу причалила надувная моторная лодка, с которой на борт поднялась группа вооруженных людей в масках. Неизвестные захватили корабль, направив его к берегам Западной Африки. В начале августа в Атлантике была организована поисково-спасательная операция, результатом которой стало освобождение 17 августа судна российским сторожевым кораблем «Ладный». Спустя несколько дней восемь предполагаемых захватчиков и 11 членов экипажа были доставлены в Москву, а еще четверо моряков остались на борту корабля.

Басманный суд Москвы 26 августа арестовал сухогруз, что дало возможность временно перевести его под юрисдикцию России и проводить на нем следственные действия. На следующий день СКП предъявил обвинения в «пиратстве» и «похищении людей» восьмерым задержанным -- гражданину Эстонии Евгению Миронову, россиянам Дмитрию Бартеневу и Андрею Луневу, гражданину Латвии Виталию Лепину и не имеющим гражданства Алексею Булееву, Игорю Борисову, Дмитрию Савинсу и Алексею Андрюшину. Поначалу российские власти объявили, что для продолжения следственных действий Arctic Sea будет отконвоировано в Новороссийск. Но потом выяснилось, что следователи решили досмотреть судно в одном из иностранных портов. Причем началась эта работа еще в открытом море. Группа сотрудников СКП была доставлена на сухогруз вскоре после освобождения.

О том, что корабль неисправен, говорится и в опубликованном в понедельник заявлении компании Solchart Arkhangelsk Ltd. Однако о каких именно поломках идет речь, пока неизвестно -- следователи СКП не разрешили представителю компании подняться на борт сухогруза.

Как отмечается в сообщении компании-судовладельца, представители СКП сами вышли на их представителей и предложили 5 сентября отправиться вместе с ними на Канарские острова, чтобы затем вместе попасть на судно. Но на следующий день в Лас-Пальмасе руководитель следственной группы запретил сотруднику Solchart Arkhangelsk Ltd подниматься на борт. После того как в Лас-Пальмас прибыла делегация Морской администрации Мальты, 10 сентября представитель судовладельца вновь попытался попасть на борт корабля, но и на этот раз его туда не допустили.

В сообщении отмечается, что 11 сентября сотрудник СКП сам связался с представителем компании, и стороны договорились, что судно вернут владельцу 16 сентября. «От сотрудника СКП прозвучала просьба организовать приезд нового экипажа и заверение в том, что нам будет предоставлена возможность привести судно в исправное техническое состояние», -- говорится в сообщении. Учитывая высокую стоимость доставки экипажа, ремонта и снабжения корабля, судовладелец попросил у следователей подтвердить намерение возвратить судно в письменном виде и передать письмо вместе с мальтийской делегацией, которая планировала покинуть корабль в тот же день.

«К сожалению, вечером, когда мальтийская делегация вернулась в порт, никакого протокола о намерении передано не было. На телефонные звонки сотрудник СКП и члены экипажа больше не отвечают», -- говорится в сообщении компании. В результате 11 сентября представители Мальты и сотрудник Solchart Arkhangelsk Ltd покинули Лас-Пальмас, и дальнейшая судьба корабля судовладельцу неизвестна.

В СКП между тем еще неделю назад заявили, что следователи не нашли на борту корабля ничего кроме заявленного груза -- пиломатериалов. При этом российские власти категорически опровергли появлявшиеся в западных газетах предположения, что Arctic Sea мог тайно перевозить российское оружие.

Остается неясной и судьба остающихся на борту сухогруза четырех членов экипажа (среди них и капитан корабля). Следователи СКП вполне могут забрать их в Москву, как и остальных 11 членов экипажа. Но тогда не понятно, кто будет обслуживать и ремонтировать судно.

Тем временем адвокат Омар Ахмедов, представляющий интересы Дмитрия Савинса, заявил вчера, что у следствия против задержанных фактически нет никаких улик, и версия обвинения основывается лишь на показаниях освобожденных моряков. Он не исключил, что из-за недостатка доказательств следователи будут пытаться склонить кого-либо из задержанных к даче признательных показаний.

Г-н Ахмедов вновь озвучил версию защиты, согласно которой все задержанные за пиратство являются экологами, которые 24 июля отправились из эстонского города Пярну на надувной лодке, чтобы потренироваться в навигации для дальнейшей работы в Испании. Однако в открытом море у них возникла неисправность, кроме того, на лодке практически закончился бензин, а на море поднялось сильное волнение, вследствие чего экологи были вынуждены попроситься на борт встретившегося им сухогруза. На борту Arctic Sea бензина не оказалось, и они не могли самостоятельно покинуть корабль. По словам защитника, пассажиры лодки обращались к трем шведским береговым компаниям, чтобы они доставили на борт сухогруза топливо, но те под различными предлогами ответили отказом. Позже, когда судно проходило у берегов Великобритании, аналогичные просьбы были адресованы и трем английским фирмам, однако и с ними договориться не удалось.

Комментируя информацию о том, после встречи с «экологами» некоторые из членов экипажа получили телесные повреждения, г-н Ахмедов не исключил, что это могло быть следствием внутренних разборок экипажа -- по данным адвоката, во время предыдущего рейса Arctic Sea на его борту уже возникал какая-то конфликтная ситуация, в которую даже пришлось вмешиваться финским полицейским.

Кроме того, защитник уверен, что лодка и сухогруз встретились не в нейтральных водах, как утверждает следствие, а в территориальных водах Швеции, и потому расследованием случившегося должны заниматься, в том числе и шведские правоохранительные органы.

Анатолий КАРАВАЕВ