|
|
N°169, 16 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медленная ренационализация
Власти США пытаются выйти из частных активов
Министерство финансов и банк Citigroup начали переговоры по продаже 34% акций банка, приобретенных правительством в ходе кризиса. Переход крупного пакета в руки частных инвесторов может начаться уже в октябре. Впрочем, несмотря на усилия, государство надолго сохранит за собой ведущую роль в финансовом секторе, считают аналитики.
По данным Bloomberg, на продажу будут выставлены 7,69 млрд обыкновенных акций Citigroup, которые сейчас контролируются минфином. Из слов источников, близких к переговорам, ясно, что существуют три предварительных сценария продажи акций. По одному из них открытая продажа ценных бумаг банка должна начаться в октябре 2009 года, и акции должны продаваться с интервалами в 6--8 месяцев. Согласно другому сценарию правительство может продавать небольшие пакеты акций ежедневно или еженедельно. По третьему варианту бумаги будут проданы за одну сделку каким-либо крупным инвесторам. Стоимость пакета пока не определена.
Кроме того, по данным газеты The Wall Street Journal, Citigroup может провести дополнительную эмиссию акций на 5 млрд долл., что позволит снизить долю правительства в капитале банка.
По мнению аналитика Credit Suisse Моше Оренбуха, «следует ответить на один вопрос, прежде чем продавать эти акции: достаточно ли устойчив рынок акций Citigroup и не обрушится ли он после продажи такого большого пакета?» По данным Bloomberg, около 15 млрд акций Citigroup находится в свободном обращении. Г-н Оренбух считает, что одномоментное появление около 2 млрд акций банка не нарушит равновесия рынка.
Как известно, в июне Citigroup (третий по величине банк в США) запустил программу долгосрочного наращивания капитала для привлечения 33 млрд долл., хотя по итогам стресс-тестов банку было предписано увеличить капитал лишь на 5,5 млрд долл. Такое рвение Citi проявил из-за давления со стороны Федеральной корпорации по страхованию депозитов, которая настаивала на увольнении президента Citigroup Викрама Пандита и других топ-менеджеров. В это же время Citigroup начал конвертацию привилегированных акций, принадлежащих государству, в обыкновенные, чтобы укрепить свой баланс. После конвертации правительство США стало владельцем 34-процентного пакета.
В понедельник председатель правления Citigroup Ричард Парсон выразил полную уверенность в том, что Citi сумеет выйти из программы выкупа проблемных активов (Troubled Assets Relief Program, TARP) «и даже сможет достойно отплатить американским налогоплательщикам». Впрочем, он отказался уточнить временные рамки выплат.
Другие банки, получившие господдержку, включая Bank of America Corp. и Wells Fargo & Co., также обещали в скором времени вернуть средства, занятые в рамках TARP. JP Morgan Chase & Co., Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley уже вернули свои долги государству. В понедельник президент Барак Обама заявил, что налогоплательщики заработали 17% на деньгах, которые были предоставлены банкам.
«Этот шаг минфина свидетельствует о намерении правительства свернуть инвестирование этих специфических компаний, однако ключевая роль государства в финансовой индустрии сохранится в обозримом будущем», -- считает управляющий директор исследовательской компании ACG Analytics LLC Стивен Мироу.
Многие экономисты и политики опасаются того, что банки, возвращая деньги в казну, улучшат свою репутацию, однако перестанут выполнять в полном объеме свои прямые функции -- выдачу кредитов.
Напомним, на прошлой неделе Федеральная резервная система США сообщила, что в июле объем потребительского кредитования в стране упал на 10,4%, или на 21,6 млрд долл., что является историческим рекордом. Большинство экспертов ожидали снижения этого показателя всего на 4 млрд долл.. Падение объема потребительских кредитов стало рекордным за всю историю подсчетов с 1943 года.
После этого эксперты задумались о том, что низкая потребительская активность может стать одним из основных тормозов для восстановления экономики.
«Хотя сокращение потребительского кредитования не вызовет новой катастрофы, последствия будут достаточно серьезными в том смысле, что оно практически предопределяет затяжной характер выздоровления американской экономики, -- отмечается в бюллетене Центра развития и ГУ-ВШЭ «Кризис. Государство. Бизнес». -- По существу, меняется сама модель потребительского поведения: от эйфорической жизни «в счет будущих доходов» к прозаической жизни «по средствам».
Кризис на рынке ипотечного кредитования, разразившийся в конце 2007 года, стал первым серьезным потрясением, однако даже он не остановил сразу рост потребительских кредитов. Это произошло лишь в начале 2009 года и продолжается сейчас. К июлю сокращение револьверных потребительских кредитов (в основном карточных) достигло 7%, прочих потребительских кредитов -- 2,6%, отмечают авторы бюллетеня.
Последний раз уменьшение объемов потребительского кредитования в США наблюдалось во время кризиса 1980 года. В кризисы 1990--1991 и 2001 годов кредиты росли, причем тогда роль карточного кредитования была существенно ниже, чем сейчас. В 1979 году, накануне кредитного кризиса, только 4,8% всего прироста потребительских расходов было профинансировано за счет револьверных кредитов, а в 2007 году (накануне нынешнего кредитного кризиса) уже 13,6%. «Поэтому сейчас и последствия сокращения кредитов будут более ощутимы, -- отмечается в бюллетене. -- Поскольку потребительские расходы составляют около 70% ВВП США, без их уверенного роста нельзя рассчитывать на динамичный рост всей экономики».
Николай КОЧЕЛЯГИН