|
|
N°169, 16 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разборка кадров
Руководство «АвтоВАЗа» сократит 5 тысяч человек, профсоюзы грозят забастовкой
Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров в понедельник вечером, как и ожидалось, подписал приказ об отмене на заводе с 14 декабря режима неполной рабочей недели и сокращении 5 тыс. человек. Сейчас на предприятии трудится около 102 тыс. человек, из них 12--14 тыс. достигли пенсионного возраста. В официальном сообщении «АвтоВАЗа» подчеркивается, что сокращения будут проходить в рамках утвержденной 9 сентября новой организационной структуры предприятия и не коснутся рабочих на конвейере. С 12 до семи уменьшено количество уровней управления, с 37 до 27 сокращено число дирекций, количество вице-президентов стало в два с половиной раза меньше. «Сокращается численность руководителей всех уровней, обслуживающего персонала, специалистов и служащих прежде всего за счет увольнения на заслуженный отдых работников, достигших пенсионного возраста, с выплатой им всех предусмотренных коллективным договором компенсаций. Общее сокращение составит около 5 тыс. человек», -- говорится в сообщении автогиганта. Но, по некоторым данным, на этом руководство завода не остановится и возможны новые увольнения.
Речь идет о возможном сокращении к концу этого года еще 36 тыс. человек. Как сообщили вчера информагентства, независимый профсоюз «АвтоВАЗа» «Единство» не исключает, что «в ответ на приказ на увольнение 5 тыс. работников последуют акции протеста». «Сейчас завод сокращает управленцев, и они скорее всего молча воспримут свою судьбу и не будут принимать участия в акции протеста. Тем не менее в середине октября мы выйдем на митинг, как и планировали еще в августе. Будем выступать против сокращения рабочих конвейера, которое может последовать в дальнейшем», -- сообщил лидер профсоюза Петр Золотарев. По его словам, увольнения на градообразующем предприятии могут вызвать социальный взрыв в Тольятти. Впрочем, на заводе считают, что сохранять численность персонала на уровне 97 тыс. человек при падении производства автомобилей в два-три раза нецелесообразно.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первое полугодие этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта на 44% -- до 179,9 тыс. машин. Чистый убыток завода по РСБУ за тот же период составил 14,2 млрд руб. против чистой прибыли 1,49 млрд руб. в первом полугодии 2008 года. Выручка компании снизилась более чем в два раза, до 40,22 млрд рублей.
Ранее профсоюз «АвтоВАЗа» уже выступал инициатором проведения митинга в августе. Поводом для протеста послужил тогда приказ о введении с 1 сентября на предприятии режима неполной рабочей недели с оплатой за фактически отработанное время. В результате около 20 тыс. сотрудников завода по итогам сентября получат зарплату ниже 6 тыс. руб. -- прожиточного минимума, установленного в Самарской области для трудоспособного населения. Шестого августа участники митинга (около 2 тыс. человек) требовали национализации «АвтоВАЗа» без права последующей приватизации, прозрачности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Кроме этого, митингующие требовали рабочего контроля над деятельностью высшего руководства предприятия.
Теперь же начальник управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Михаил Крощенко заявил, что работники «АвтоВАЗа», которым грозит новое сокращение в декабре, получат выходные пособия значительно ниже тех, что они смогли бы получить, будучи уволенными полгода назад. «В декабре истекает максимальный полугодовой период, в течение которого (по ст. 74 Трудового кодекса РФ) работники могут работать в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. В связи с чем работодатель, не имея возможности перевести всех сотрудников на режим полной рабочей недели, вынужден сократить часть персонала», -- сказал г-н Крощенко.
Ответственный секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков рассказал «Времени новостей», что уведомление руководства «АвтоВАЗа» о грядущих увольнениях можно считать сигналом о том, что относительно стабильный для рынка труда сезон закончился.
По словам г-на Шершукова, «до сих пор сокращения касались «АвтоВАЗа» в минимальной степени в отличие от других предприятий отрасли, например, «Иж-Авто»». Официальные защитники трудящихся признают, что топ-менеджеры автоконцерна до сих пор соблюдали нормы трудового законодательства. «Руководство компании максимально долго оттягивало принятие этого решения, которое действительно является тяжелым и вынужденным. В автопроме в целом вообще весьма непростая ситуация, и полагаю, что это скорее экономически обоснованная мера, а не простое самодурство», -- отметил г-н Шершуков.
Г-н Шершуков считает, что формального повода для масштабных акций протеста у профсоюзов нет. По его словам, однако, с 5 по 9 октября пройдет всероссийская акция протеста. В ее рамках запланированы акции на тех предприятиях, где сохраняется большой объем задолженности по зарплате, неполная занятость и высок риск массовых увольнений. Не исключено, что отраслевой профсоюз работников машиностроительной отрасли или локальная профорганизация на «АвтоВАЗе» могут воспользоваться моментом и высказать свои претензии работодателю.
Пока же, по словам старшего помощника прокурора Самарской области Ульяны Кудиновой, будет проведена прокурорская проверка приказа о сокращении персонала «АвтоВАЗа». Проверка займет две недели. Но директор департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития РФ Татьяна Блинова вчера отметила, что уже утверждена региональная программа по снижению напряженности на рынке труда Самарской области, предусматривающая организацию временных рабочих мест, переобучение и повышение квалификации, организацию самозанятости. Все необходимые финансы уже поступили в регион, и программой предусматривается создание в регионе порядка 30 тыс. вакантных рабочих мест (временные и общественные работы), из них 20 тыс. -- сугубо для «АвтоВАЗа».
Выпуск легковых автомобилей в России в августе нынешнего года снизился на 85% по сравнению с данными за тот же период 2008-го, грузовых -- на 75%, сообщили ИНТЕРФАКСУ в «Росстате». Российские предприятия произвели в январе--августе 369 тыс. легковых автомобилей и 55,2 тыс. грузовых, что на 63 и 72% меньше, чем за тот же период предыдущего года. В августе текущего года производство легковых автомобилей сократилось по отношению к июлю на 69%, к августу 2008 года -- на 85% (именно в этом месяце большая часть автомобильных заводов приостановила производство). Выпуск грузовых машин сократился в августе по сравнению с июлем на 33%, а к августу 2008 года -- на 75%. Увеличилось в августе по сравнению с июлем производство автобусов на 7,8%, хотя в августе предыдущего года в России было выпущено на 45,5% автобусов больше. Всего в январе--августе производство автобусов упало на 59%, составив 19,1 тыс. штук.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует начало роста сегмента рынка легковых автомобилей в РФ в 2010 году и выход на докризисный уровень в 2014 году, заявила во вторник на «круглом столе», организованном комитетом АЕБ по машиностроению и инжинирингу, представитель «Фольксваген Групп Рус» Наталья Гореликова. По ее прогнозам, по итогам 2009 года объем продаж иностранных автомобилей снизится на 42%, до 400 тыс. автомобилей по сравнению с 2008 годом, при этом снижение продаж отечественных марок автомобилей составит 51%, или 990 тыс. автомобилей. При этом по итогам восьми месяцев 2009 года по сравнению с январем--августом 2008 года продажи легковых автомобилей снизились на 51%, до 924,8 тыс. штук. По данным АЕБ, за восемь месяцев этого года, помимо «АвтоВАЗа», сократили продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта: группа ГАЗ -- на 60%, до 37,49 тыс. штук, «Иж-Авто» -- на 72%, до 5,08 тыс. штук, Sollers -- на 44%, до 34,77 тыс. штук, GM -- на 55%, до 104,17 тыс. машин, Ford -- на 55%, до 64,07 тыс. штук, Hyundai -- на 68%, до 46,47 тыс. Toyota -- на 62%, до 52,42 тыс., Nissan -- на 53%, до 50,82 тыс., Renault -- на 35%, до 48,83 тыс., Mazda -- на 55%, до 23,85 тыс. автомобилей. Также в январе--августе этого года сократились продажи в России автомобилей Peugeot Citroen -- на 16%, до 8,71 тыс. машин, Volkswagen -- на 21%, до 65,34 тыс. автомобилей. РИА НОВОСТИ
Ирина ЦЫРУЛЕВА, Юлия ХОМЧЕНКО