|
|
N°169, 16 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Говорить -- не воевать
В Женеве начинается новый раунд дискуссий по Кавказу
Стартующий завтра в Женеве новый, уже седьмой по счету, раунд международных дискуссий по безопасности на Кавказе обещает быть жарким. Об их проведении еще в августе 2008 года договорились президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози в рамках соглашений, остановивших войну вокруг Южной Осетии. Первый раунд дискуссий состоялся в октябре прошлого года.
Грядущий раунд будет не менее важен, так как накал страстей опять достиг взрывоопасного уровня. На днях в Тбилиси, Сухуми и Цхинвали побывали спецпредставители ведущих международных организаций: Пьер Морель от Европейского союза, Харлампос Христопулос от ОБСЕ и Йохан Вербеке от ООН. По их словам, они убедились в сложности обстановки и серьезности претензий сторон.
Тем не менее Пьер Морель в беседе с «Временем новостей» призвал не драматизировать ситуацию: «Важно, что стороны ведут переговоры, а не военные действия. Для достижения результатов необходимо время». Небольшой прогресс есть. Например, уже согласован механизм предотвращения пограничных инцидентов. Однако запустить его не удается из-за того, что в зоне конфликта прекратили свою деятельность группы наблюдателей ООН и ОБСЕ.
Проблема в том, что эти наблюдатели должны действовать по обе стороны границы, и дело сразу же упирается в словесную эквилибристику. По понятным причинам для России неприемлемо, чтобы на территории Южной Осетии и Абхазии действовали представительства под названием «Миссия в Грузии». А Грузия не желает, чтобы в названии миссий фигурировали признанные Россией новые независимые государства.
На прошлом раунде женевских переговоров Россия предложила нейтральный вариант: чтобы речь шла об одной «Миссии в Закавказье», но с двумя самостоятельными группами и самостоятельным выходом на центр. Но тупик сохраняется и поныне, хотя понятно, что без международного наблюдения реальный контроль за границей невозможен. Для Москвы, Цхинвали и Сухуми неприемлемо предложение Грузии о том, чтобы такой контроль осуществлялся некими «международными полицейскими силами».
Пока же Москва и Тбилиси обмениваются ударами на дипломатических фронтах. Грузия гордится принятой 9 сентября Генассамблеей ООН резолюцией, в которой Абхазия и Южная Осетия определены как ее части, и содержится призыв к скорейшему возвращению в них беженцев. Документ был принят, несмотря на предостережения России о том, что спешка может усугубить ситуацию в регионе. Затем торжествовала уже российская дипломатия: во время визита в Москву 10 сентября президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что вслед за Россией и Никарагуа признает независимость от Грузии абхазов и южных осетин.
Женевские консультации завершатся 18 сентября, а на следующей неделе в ход пойдет «тяжелая артиллерия» -- на 64-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке выступят президенты России и Грузии Дмитрий Медведев и Михаил Саакашвили. Затем на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге 29 сентября Грузия попытается добиться лишения России права голоса в этой организации за ее политику на Кавказе. Резолюции ПАСЕ требовали от Москвы отозвать признание Абхазии и Южной Осетии и вывести войска из обеих республик. Но Россия проигнорировала этот призыв. К времени начала сессии должен быть готов и отчет комиссии Евросоюза во главе с швейцарским дипломатом Хайди Тальявини. Она с октября 2008 года анализирует причины начала войны в Южной Осетии.
Все это, а также скандалы «регионального масштаба» -- арест Грузией следующих в Абхазию торговых судов и взаимные обвинения Грузии и Южной Осетии в задержании местных жителей -- еще больше подогревает накал страстей. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба предупредил международных посредников, что Грузия будет ответственна за возможную эскалацию напряженности на Черном море. Он сообщил «Времени новостей», что Абхазия вообще раздумывала, не отменить ли поездку своей делегации в Женеву в знак протеста против действий Грузии на море и отказа сопредседателей дискуссий -- ЕС, ОБСЕ и ООН -- осудить эти действия.
Теперь границы Абхазии -- 215 километров морской, 98 -- сухопутной и 39 километров речной -- будут охранять более тысячи российских пограничников. На море в этом примет участие Черноморско-Азовское управление береговой охраны ФСБ России, для чего в Очамчире будет сформирован дивизион сторожевых катеров, в том числе новых проектов «Соболь» и «Мангуст». Замруководителя Пограничной службы, руководитель департамента береговой охраны пограничных служб ФСБ генерал-полковник Виктор Труфанов пообещал вчера на пресс-конференции, что российская береговая охрана будет задерживать грузинские корабли, нарушившие грузино-абхазскую границу: «Если есть нарушения границы, мы будем задерживать суда и принимать соответствующие меры».
Женевский раунд будет примечателен также дебютом на кавказском поприще нового представителя США -- помощника заместителя госсекретаря Тины Кайданов, сменившей проработавшего на этом посту около пяти лет Мэтью Брайзу (его планируют назначить послом в Азербайджане). Ранее г-жа Кайданов занималась балканской проблематикой и была первым послом США в самопровозглашенном независимом Косово, на прецедент которого ссылаются в Абхазии и Южной Осетии. Дипломат уже провела в Тбилиси встречи с официальными лицами и с представителями оппозиции.
Грузинские власти в преддверии Женевских встреч настроены решительно. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шота Малашхия заявил «Времени новостей», что «Россия должна показать, идет ли эта страна к цивилизации или к изоляции». Депутат напомнил, что в 1990-е годы Россия поддерживала документы ОБСЕ, признававшие факты этнических чисток по отношению к грузинам во время конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. «Мы должны добиться того, чтобы международное сообщество признало Россию стороной в конфликте и лишило ее права вето при голосовании в Совете Безопасности ООН по грузинским делам», -- заявил Шота Малашхия.
Российский МИД призывает все стороны к сдержанности. В его заявлении говорится, что обсуждение вопросов должно быть «сосредоточено вокруг надежного решения конкретных вопросов безопасности в регионе. Именно на это нацелены практические российские предложения в Женеве, прежде всего по проекту соглашений о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией». Российскую делегацию на женевских дискуссиях по традиции возглавит статс-секретарь -- замминистра иностранных дел Григорий Карасин.
Соглашения о военном сотрудничестве России с Южной Осетией и Абхазией на 49 лет подписали во вторник в Москве министры обороны трех стран -- Анатолий Сердюков, Юрий Танаев (Южная Осетия) и Мераб Кишмария (Абхазия), сообщил РИА Новости пресс-секретарь министра обороны России Алексей Кузнецов. "В соответствии с соглашениями, Российской Федерации предоставляется возможность строительства, использования и совершенствования военной инфраструктуры и военных баз на территориях Абхазии и Южной Осетии, а также создание совместной группировки войск как в мирное, так и в военное время", -- сказал Кузнецов. Соглашения предусматривают согласование вопросов укрепления военной безопасности, обмен предложениями в области обороны и безопасности, согласование действий по обеспечению безопасности и контроля воздушного пространства, обеспечение безопасности на море (с Абхазией). Документы также предполагают взаимодействие в области военной разведки, тыловое и техническое обеспечение войск, а также метеорологическое, гидрологическое и топографическое обеспечение воинских формирований. "В настоящее время по линии Минобороны России разрабатываются проекты межгосударственных соглашений между Российской Федерацией и республиками Южная Осетия и Абхазия об объединенных российских военных базах на территории республик Абхазия и Южная Осетия", -- сказал пресс-секретарь министра. В Абхазии и Южной Осетии до конца года должны быть созданы две военные базы России численностью 1700 военнослужащих каждая.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Варвара СЕМЕНОВА, Женева