|
|
N°169, 16 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тройственный карман
В рамках Таможенного союза пошлины пойдут на единый счет
Уже в ближайшее время таможенное законодательство, а главное, практику его применения, ждут кардинальные изменения. В рамках стремительно создаваемого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана будет веден учет движения таможенных товаров по внешним границам союза -- соответственно, исчезнут таможни на границах между этими тремя странами. Унификация ждет как таможенные кодексы, так и размеры таможенных платежей и документооборот. Более того, таможенные платежи будут поступать не в бюджеты государств, а на специальный «единый счет», средства с которого будут распределяться между таможенными союзниками по определенным квотам. Причем по этим правилам предпринимателям, занимающимся внешнеторговой деятельностью, придется жить уже менее чем через год.
Основные черты предстоящей таможенной революции обрисовал на прошедшем в понедельник в Торгово-промышленной палате «круглом столе» ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев. По словам г-на Глазьева, национальное таможенное законодательство России, Белоруссии и Казахстана доживает последние месяцы. 25 сентября собирающаяся в Алма-Ате комиссия Таможенного союза должна утвердить новый единый Таможенный кодекс, а 27 ноября в Астане на очередном заседании межгосударственного совета он должен быть подписан на самом высоком уровне. После ратификации парламентами трех стран с 1 июля 2010 года единый кодекс станет обязательным документом прямого действия, полностью заменяющим национальное таможенное законодательство.
Для участвующих в объединении государств главным было поделить деньги. Основной принцип, с которым согласились все участники Таможенного союза, заключается в том, что не будет однозначной привязки между страной назначения или происхождения товара и бюджетом этого государства. Все таможенные платежи начнут поступать на единый счет, с которого будут распределяться между странами по заранее согласованным квотам. Размер этих квот будет зависеть от объема ВВП, масштабов товарооборота и других показателей.
Конкретные доли каждой стороны пока не известны, но при их определении ни одна из стран-участниц не должна почувствовать себя обделенной, так как, по словам г-на Глазьева, один только факт создания единого таможенного пространства трех государств способен обеспечить им 12--15% прироста ВВП уже к 2015 году. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что долевая система распределения таможенных платежей будет действовать в течение переходного периода в полтора-два года, а в дальнейшем может быть скорректирована.
При этом структура единого таможенного тарифа не будет существенно отличаться от действующего сейчас в России. А некоторые отклонения по отдельным «чувствительным» товарам сохранятся на переходный период. Эта проблема особенно важна для России, где доходами от внешней торговли обеспечивается 60% поступлений Федеральной таможенной службы и 50% бюджета и, в отличие от двух других участников Таможенного союза, число товаров, облагаемых экспортными пошлинами, измеряется не десятками, а тремя сотнями.
В частности, Сергей Глазьев успокоил, что экспортные таможенные пошлины, которые в последнее время стали активно использоваться в качестве одного из главных способов противодействия мировому экономическому кризису и поддержки отечественного производителя, сохранят свою силу и будут по-прежнему взиматься в той стране, которая ввела соответствующие ограничения. Правда, для этого придется изменить механизм принятия решений, которые, по словам г-на Глазьева, «возможно, будут согласовываться тремя вице-премьерами исходя из общих интересов».
При этом он отметил необходимость создания прозрачной информационной системы, которая позволяла бы отслеживать движение экспортируемых товаров с территории страны-производителя на территорию другой страны Таможенного союза, а затем за рубеж. Для этого таможенные службы каждой страны -- участницы союза должны получить доступ к первичным документам таможен других стран.
По словам заместителя директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Андрея Точина, «защитные меры сохранятся, но их физическое администрирование в условиях общего таможенного пространства трудно представить». Это касается антидемпинговых расследований, инвестиций и специальных защитных мер. На самом начальном этапе находится обсуждение, например, механизмов движения через границу медицинских препаратов и алкоголя.
По словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимира Ивина, процесс формирования унифицированного законодательства должен пройти за полтора-два года. «С Белоруссией реализация этих планов вполне реальна, процесс уже идет в рамках Союзного государства и приобрел необратимый характер», -- уверен г-н Ивин. Зато режим пропуска через российско-казахстанскую границу существенно отличается. К тому же в Казахстане таможенная служба является частью минфина и касающиеся таможни нормативные акты оформляются здесь на уровне решений правительства. «Это становится большой проблемой для Таможенного кодекса Таможенного союза», -- считает г-н Ивин.
Не все так просто и с Белоруссией. Одной из главных проблем, которую придется решать участникам Таможенного союза, стали белорусские свободные экономические зоны, право создания которых принадлежит единолично президенту. Причем льготы по каждой из них устанавливаются индивидуально и могут касаться даже арендных платежей. «Решить эту проблему по европейским образцам не удастся», -- иронично заметил г-н Ивин. Кроме того, Белоруссии и Казахстану, например, придется восстановить фитосанитарный контроль на своих внешних границах, от которого они уже давно отказались.
Главное отличие ситуации в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана от, например, единого европейского таможенного пространства заключается в том, что 60% белорусского и 90% казахстанского экспорта совпадает с российским по товарным группам. Поэтому для обеспечения действительно равного положения производителей наших стран придется проделать большой путь не только при согласовании таможенного законодательства и механизмов его администрирования, но и в обеспечении действительно равных условий производства. А для этого придется решать проблемы дотаций, выравнивания налогообложения, условий оказания логистических услуг. По мнению Сергея Глазьева, сделать это можно будет только в рамках имеющейся между нашими странами договоренности о синхронизированном вступлении во Всемирную торговую организацию.
Совпадение товарной номенклатуры экспорта способно породить в отношениях между тремя странами и другую весьма острую проблему. Представитель ФТС опасается, что далеко не сразу удастся справиться с проблемой реэкспорта российских товаров с территории других стран Таможенного союза, где действует совершенно другой таможенный режим. В качестве примера он привел экспорт леса, который в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане -- нет.
В разговоре с корреспондентом «Времени новостей» г-н Ивин обозначил еще одну проблему -- возможность появления своеобразных офшоров по отдельным видам экономической деятельности или товарным группам. По его словам, «риски такие есть». «Может получиться так, что белорусские или казахстанские бизнесмены будут иметь более льготный режим доступа на российский рынок по сравнению с нашими предпринимателями, -- полагает представитель ФТС. -- Кардинальным решением было бы установление единого экспортного тарифа. Тогда игра будет хотя бы не на тарифах, которые обеспечивают прямое поступление денег в бюджет, а на налоговых льготах, освобождениях от обязательных платежей, сертификации».
Первыми, кому придется столкнуться с новой таможенной реальностью и заплатить за это, будут бизнесмены. А по словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Сергея Катырина, «у бизнеса есть определенные вопросы, опасения». «Скорость, с которой идет подготовка документов, не дает нам возможности влиять на их содержание, -- сожалеет он. -- Нужно либо остановить эту подготовку, либо готовить предложения, которые могут быть оформлены в виде поправок».
Представители государства не смогли успокоить бизнес. Хотя существующий механизм администрирования таможенных операций в каждой из стран сохранится без изменений, Владимир Ивин из ФТС высказал опасение, что таможенное законодательство союза будет многоуровневым, так как в едином Таможенном кодексе будет достаточно много отсылок на национальные законодательные и нормативные акты. «Окончательного понимания, как это будет работать, пока нет. Скорее всего будет использоваться привычная формула: применяются нормы российского законодательства в части, не противоречащей Таможенному кодексу. Отсюда возникают проблемы администрирования, в первую очередь -- на уровне непосредственных исполнителей», -- опасается г-н Ивин.
В национальном ведении останется также административное и уголовное законодательство, которое определяет ответственность за нарушения в сфере таможенного регулирования.
Андрей СУСАРОВ