Время новостей
     N°169, 16 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.09.2009
"Избирательные комиссии иногда тоже допускают нарушения"
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай КОНКИН рассказал корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ о первом опыте курсов повышения квалификации для руководителей избирательных комиссий муниципальных образований и о том, почему у кандидатов на выборы в Мосгордуму нашли более 100% бракованных подписей.

-

- Николай Евгеньевич, чем вызвана необходимость провести курс повышения квалификации для руководителей избирательных комиссий муниципальных образований?

-- В последнее время часто возникали ситуации, когда появлялись проблемы при проведении выборов в органы местного самоуправления. Примерно половина жалоб, поступающих в ЦИК России, связана с работой избирательных комиссий муниципальных образований. При этом напомню, что действующее законодательство предоставляет муниципальным образованиям право самим решать, будет ли у них создана своя комиссия или ее полномочия будут возлагаться на другую комиссию, чаще всего на территориальную.

-- Какой путь выбирает большинство муниципальных образований?

-- В крупных городах, особенно в столицах субъектов федерации, создаются собственные избирательные комиссии. Такие комиссии также формируют на низовом уровне избирательной системы -- в сельских поселениях, где людям хочется провести выборы самим. На всех промежуточных уровнях функции избирательной комиссии передаются, как правило, территориальным избирательным комиссиям. ЦИК России старается придерживаться следующего принципа: на одной и той же территории не должны работать параллельно несколько комиссий одного уровня. Тем более если, например, речь идет только о проведении выборов представительного органа муниципалитета и в связи с этим реальная работа у комиссий есть только раз в четыре года.

-- Руководители комиссий какого уровня были приглашены в ЦИК России на курсы?

-- В основном это были представители избирательных комиссий столиц регионов, а также крупных городов с населением более 200 тыс. человек, в частности Сочи, Новокузнецка, Магнитогорска, Орска, где действует самостоятельная избирательная комиссия муниципального образования и несколько территориальных. Было отдельное обращение от Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Год назад на совещании в Красноярске они уже обращались непосредственно ко мне, говорили, что хотели бы работать с ЦИК России и получать знания из первых рук.

-- Почему им это нужно?

-- Потому, что большинство из них не работает на постоянной основе, они редко проводят выборы, их никто не учил этому. Некоторые занимаются самообразованием, читают методические материалы, но остальные действуют просто по наитию или, чего уж греха таить, в зависимости от мнения руководителя муниципального образования. Иногда совершаются такие нелепые ошибки, каких мы на уровне территориальных избирательных комиссий давно уже не встречаем. Поэтому вопрос о повышении профессионализма тут стоит достаточно остро.

-- Тогда почему до сих пор у ЦИК России не было отдельных курсов для коллег из муниципальных образований?

-- Прежде всего напомню, что до 2002 года комиссии муниципальных образований не входили в общую систему избирательных комиссий. Кроме того, мы, как правило, через территориальные комиссии обучаем участковые -- это связано с тем, что все они участвуют в проведении федеральных выборов, а значит, и средства на обучение закладываются в федеральный бюджет.

-- И как же был решен финансовый вопрос при организации обучения?

-- Дорогу и проживание участники взяли на себя. Помещение наше, лекции бесплатные. Нам остались только небольшие канцелярские расходы. Все в целом обошлось в едва ли не символическую сумму для мероприятия такого масштаба -- 25--30 тыс. руб. Работали очень интенсивно, с 9 утра до 19 вечера, с учетом перерывов -- 8 часов чистого учебного времени.

-- Как вы оцениваете этот первый опыт, насколько успешно все прошло?

-- Я бы ни в коем случае не сказал, что этот первый блин вышел комом. Все лекторы отмечали хорошее знание предмета у обучаемых, что неудивительно, ведь многие председатели избирательных комиссий муниципальных образований работают в системе десять и более лет. Они хорошо знакомы с проблематикой, у них есть вопросы по конкретным направлениям, по практике применения избирательного законодательства. С людьми, знающими предмет и заинтересованными, приятно обсуждать узкие вопросы избирательного процесса. Труднее нам приходится при обучении новичков -- я имею в виду ежегодные курсы для вновь назначенных председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, их заместителей и секретарей. Там люди приходят в избирательную систему из других сфер, и нам приходится за одну-две недели буквально накачивать их новым материалом.

-- А ЦИК России что-то дало проведение этого курса, это был односторонний процесс обучения или обмен опытом?

-- Мы смогли уточнить информацию об избирательных комиссиях, в каком они находятся состоянии, где есть постоянный штат, где действует аппарат. Ситуация по стране самая разнообразная. В крупных городах -- Новосибирске, Омске, Томске -- работает аппарат комиссий, постоянно есть несколько человек в штате. А некоторые комиссии действуют только в период выборов, из-за этого у них возникали проблемы даже с оформлением командировок на учебу. Удалось познакомиться поближе с представителями муниципальных комиссий.

-- В ближайшее время планируется проведение каких-то новых курсов повышения квалификации?

-- Мы готовимся к обучению руководителей юридических служб и руководителей аппаратов избирательных комиссий субъектов федерации. Это люди, работающие в комиссиях на профессиональной основе, отвечающие за организацию процессов внутри комиссий. Нам необходимо добиваться единообразия как в применении ими норм избирательного законодательства, так и в подготовке и рассмотрении вопросов на заседаниях комиссий.

-- ЦИК все время ведет обобщение правоприменительной практики. На этот раз удалось обнаружить какие-то неясные места в законодательстве, которые могли бы требовать доработки?

-- Да, например, финансовые вопросы. Какие деньги и на что тратить во время выборов? В законе об основных гарантиях избирательных прав граждан об этом ничего не сказано, хотя в законе о выборах депутатов Госдумы это определено достаточно ясно, -- но он же не применим к выборам муниципального уровня. Или, допустим, юридические проблемы с использованием ГАС «Выборы» на муниципальном уровне. Как передать находящееся в госсобственности имущество муниципальным органам и как в этих образованиях работать системным администраторам, которые являются госслужащими?

Наконец, голосование по вопросам изменения границ и преобразованию муниципальных образований -- соответствующий механизм в законе не прописан, в результате комиссии сами разрабатывают документы и процедуры.

-- Так, может, ЦИК России обратиться к субъектам законодательной инициативы, чтобы эти вопросы были решены раз и навсегда?

-- Есть несколько записок, подготовленных в ЦИК России по этим вопросам, мы изучаем проблемы и по результатам можем действительно сделать какие-то предложения в рамках своих полномочий.

-- Нельзя ли заодно дать единообразные инструкции комиссиям всех уровней на местах по вопросам, скажем, оформления документов? Только что в Москве разгорелся скандал в связи с отказом в регистрации одномандатникам, у которых в подписных листах не было так называемого подстрочника (указания типа «фамилия, имя, отчество» под пустой строкой, куда эти сведения должны быть вписаны. -- Ред.).

-- Это может решить только суд. Дело в том, что оставляющий свой автограф избиратель должен получить всю предусмотренную законом информацию о кандидате. Пусть суд определяет, помешало ли отсутствие подстрочника получать избирателям такую информацию или нет.

-- Николай Евгеньевич, не могли бы вы заодно прояснить ситуацию, когда у кандидатов в Москве признавали недействительными более 100% подписей -- 104, 113%? Было объяснение -- дескать, это процент ошибок: один и тот же автограф может быть оформлен более чем с одним нарушением. Но для регистрации нужно представить не более определенного числа недействительных и недостоверных подписей. Получается, например, что самих недействительных автографов может быть меньше разрешенных 10% -- тогда это регистрация, но оснований, по которым они были забракованы, с учетом «сложения ошибок» будет больше 10% -- тогда регистрации не будет?

-- Подпись действительно может отбраковываться по ряду признаков, но важен именно процент от количества подписей, а не от числа ошибок. Потому что в конечном итоге важно, сколько достоверных подписей останется. Подпись засчитывается как одна недействительная, а одна там ошибка или 15 -- уже неважно. По-другому, действительно, даже смешно считать. Тем не менее должен сказать, что, возвращаясь к вопросу о подстрочнике, меня самого, честно говоря, удивляет, почему лица, избиравшиеся не раз и не два, выигрывавшие выборы, приносят пакеты некачественных документов? Что им мешает все оформить в соответствии с требованиями закона, трудно сказать.

-- В помощь им ЦИК России как раз собиралась издать диск «Школа молодого кандидата», чтобы потом вопросов уже не возникало. Как продвигается этот проект?

-- Мы уже подготовили первую версию, так сказать, рукопись. Теперь с ней знакомится председатель ЦИК России (Владимир Чуров. -- Ред.). С моей точки зрения, она еще требует редактирования и доработки. Не хотелось бы давать твердых обещаний, но думаю, что к ноябрю, к началу следующей избирательной кампании, мы сможем ее вывесить на сайте ЦИК или РЦОИТ (Российский центр обучения избирательным технологиям. -- Ред.).

-- И там будут единые формы тех же подписных листов и других документов?

-- Мы можем прописать все нормы, касающиеся федеральных выборов, но не региональных. На выборах в субъектах федерации нет единого подписного листа.

-- А ввести его не представляется возможным?

-- Отвечу так: мы рассматриваем предложение по сокращению перечня документов, необходимых для регистрации кандидатов на выборах всех уровней. Предложения будут разработаны, ЦИК России видит эту проблему. Однако надо признать, что, например, парламентские партии расслабились -- регистрация без подписей обеспечена, и качество работы с иными документами у них снижается. Впрочем, избирательные комиссии иногда тоже допускают нарушения. По закону при выявлении неполноты сведений о кандидатах и несоблюдения требований к оформлению документов они должны за три дня до окончания сроков регистрации предупредить кандидата, что необходимо исправить, а они сразу отказывают. В результате у нас на сегодняшний день кандидаты всех партий на выборах различных уровней так или иначе побывали в роли отказников, всех снимали с выборов, некоторых восстанавливали вышестоящие комиссии.

-- Даже кандидаты «Единой России»?

-- Да, даже «Единой России».

//  читайте тему  //  Выборы в России