|
|
N°168, 15 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звонок дяде Леше
Уполномоченный по правам ребенка будет собирать детские жалобы по телефону
Руководитель нового для России правозащитного государственного института, представляющего интересы детей, намерен дать возможность маленьким россиянам заявить о своих проблемах. По мнению уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Алексея Голованя, сегодня возможность ребенка самостоятельно воспользоваться правовой и судебной защитой не более чем формальность. Поэтому одним из первых шагов по развитию региональной сети институтов детских правозащитников станет введение своего рода телефонов доверия. С помощью «механизмов обращения детей с жалобами» омбудсмен надеется минимизировать контроль со стороны администрации школ и других детских учреждений, а также их родителей как возможных участников конфликтов.
По задумке г-на Голованя, по мере появления в российских регионах собственных детских правозащитников там будут вводиться телефоны доверия с легко запоминающимся трехзначным номером. Кроме того, пожаловаться на взрослых можно будет с помощью специальных почтовых ящиков, которые правозащитники будут устанавливать в образовательных детских учреждениях.
Г-н Головань намерен расширить участие несовершеннолетних в правозащитной практике. По его данным, Семейный кодекс РФ позволяет детям, достигшим 14 лет, обращаться и отстаивать свои интересы в суде. Однако существующая судебно-правовая система не рассчитана на участие в ней детей, и разбирательство в суде грозит для них стрессом. Поэтому практика обращений в судебные инстанции самих несовершеннолетних, по словам омбудсмена, практически «равна нулю».
«Это неправильно, потому что не реализуется принцип доступности для детей правовых механизмов», -- заявил г-н Головань.
Государственный правозащитник считает, что необходимо расширять участие детей в решении гражданско-правовых конфликтов, например при разводе родителей, лишении родительских прав, жилищных сделках. По словам детского омбудсмена, количество гражданских дел, где затрагиваются интересы детей, настолько велико, что необходимо если не повсеместное, то хотя бы в виде эксперимента в некоторых регионах выделение специализированных ювенальных судов по разрешению подобных вопросов.
Таким образом, по мнению г-на Голованя, можно будет избежать публичного участия детей в конфликтах их родителей, как, например, это произошло с 11-летним сыном артистки Кристины Орбакайте и бизнесмена Руслана Байсарова. Напомним, что на фоне семейного конфликта публичной пары малолетнему ребенку пришлось участвовать в пресс-конференции своего отца и определять, с кем из родителей он хотел бы жить. По мнению правозащитника, публичное участие детей в таких вопросах, как определение места жительства и выбор одного из родителей, просто недопустимо. «Мнение ребенка учитывается, но делается это в щадящей обстановке в присутствии психолога и с помощью, например, рисунков», -- заметил г-н Головань. Судебное же заседание с участием детей, по его мнению, в подобных случаях может быть закрытым.
Под особый контроль омбудсмен намерен взять также детей, к которым было применено насилие в семье или школе, детей-сирот, а также ребят с ограниченными возможностями. Детского правозащитника пугает статистика, согласно которой только в 2008 году более 161 тыс. детей пострадали от жестокого обращения и насилия. При этом 1914 несовершеннолетних «погибли от целенаправленных действий взрослых», еще 2300 был причинен тяжкий вред здоровью. Дополнительного контроля со стороны правозащитников требуют, по его мнению, условия содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Сирот в стране, по данным Алексея Голованя, более 700 тыс. и 160 тыс. из них воспитывается в детских домах. Омбудсмен назвал «махровым формализмом» действующую систему подбора опекунов и приемных родителей. По его словам, сейчас при усыновлении зачастую не учитываются «психологические и эмоциональные особенности детей и приемных родителей». Кроме того, финансовая нестабильность, по мнению г-на Голованя, может спровоцировать всплеск детской беспризорности. По словам детского омбудсмена, в Москве, где, по официальным данным специальных социальных учреждений, число безнадзорных подростков в 2008 году составило порядка 3 тыс. человек, в этом году количество беспризорников может вырасти. Малейшее насилие со стороны раздраженных финансовой ситуацией родителей, конфликты в семье, недоедание, отметил г-н Головань, и «дети начинают бежать».
Судя по всему, именно эти проблемы несовершеннолетних и представления первого государственного детского правозащитника об участии ребенка в правовом поле станут основой разрабатываемого им национального плана действий в отношении детей.
Впрочем, г-ну Голованю еще предстоит достаточно непростая «системная работа» на местах. Как рассказал омбудсмен журналистам, сложившаяся далеко не во всех регионах система защиты прав детей достаточно хаотична. Детские омбудсмены работают только в 23 субъектах РФ. И если в таких регионах, как Краснодарский край, Волгоградская область, Ямало-Ненецкий автономный округ институт уполномоченного по правам ребенка является самостоятельным государственным органом, то, например, в Ростовской области, Пермском и Красноярском краях они входят в аппарат уполномоченного по правам человека. А в Вологодской области детский омбудсмен, являясь советником губернатора, и вовсе полностью зависит от исполнительной власти. Напомним, что с 1 августа на систему единого омбудсмена перешли и столичные власти, упразднив институт уполномоченного по правам ребенка как самостоятельную единицу, а вместе с ним и занимавшего эту должность Алексея Голованя.
На днях мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об организации деятельности городского института уполномоченного по правам человека со штатом 29 человек. Денежное вознаграждение, положенное столичному омбудсмену, составит порядка 140 тыс. руб. На одном из ближайших заседаний Мосгордумы станет известно, кто займет эту должность. Вчера комиссия Мосгордумы по кадровым вопросам, в частности, поддержала выдвинутую мэрией кандидатуру бывшего префекта ЦАО, председателя комиссии по информационной безопасности Александра Музыкантского, а также предложенного фракцией «Яблоко -- Объединенные демократы» правозащитника Валерия Борщева.
«Я не буду добиваться разделения этих институтов там, где они уже действуют», -- заявил вчера Алексей Головань. По его словам, сейчас его задача заключается в том, чтобы институт уполномоченного по правам ребенка как независимый орган появился в тех регионах, где права детей находятся вообще вне поля зрения правозащитников. Однако, по мнению детского омбудсмена, при учреждении этих правовых институтов в том или ином виде «нужно учитывать и возможности региона».
Юлия ХОМЧЕНКО