|
|
N°168, 15 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чтобы Путин не рассердился»
Польские политики обвиняют коллег в работе на Кремль
Сегодня маршал польского сейма (председатель нижней палаты парламента) Бронислав Коморовский встретится с руководителями всех фракций. Речь снова пойдет о принятии резолюции, осуждающей вступление советских войск в Польшу 17 сентября 1939 года. В этот день Красная армия вошла на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, которые Польша заполучила по итогам советско-польской войны 1919--1921 годов. В минувшую пятницу после трех дней дебатов депутаты так и не пришли к компромиссу. На этот раз спикер настроен решительно: «Не допущу, чтобы политики скомпрометировали себя. У меня есть идея, и я сам готовлю новый проект резолюции, но нужно согласие всех политических сил».
Напомним, что в начале сентября в польском Гданьске находился с визитом российский премьер Владимир Путин. По приглашению польского коллеги Дональда Туска он принял участие в международных мероприятиях, приуроченных к 70-й годовщине начала второй мировой войны. Премьеры также обсудили перспективы экономического сотрудничества между нашими странами. Но как только российский гость уехал, в кулуарах сейма неожиданно появился проект резолюции авторства оппозиционной партии «Право и справедливость» (ПиС) братьев Качиньских (бывшего премьера Ярослава и нынешнего президента Леха). В документе утверждается, что «фашизм, коммунизм и их лидеры» привели к развязыванию второй мировой войны: «Красная армия принесла на польские земли смерть и пожары. Обычным явлением были геноцид, убийства, насилия, грабежи и другие притеснения».
Жесткий текст документа не поддержали депутаты других фракций, посчитавших, что Качиньские стремятся заморозить и без того напряженные польско-российские отношения. «Проект носит конфронтационный и в каком-то смысле провокационный характер. Для нас 17 сентября -- трудная и болезненная дата. Но мы об этом уже вспоминали в единодушно принятой 28 августа резолюции, в которой упоминалось и о пакте Молотова--Риббентропа», -- рассказал в интервью «Времени новостей» один из авторов резолюции о второй мировой войне, член комиссии по иностранным делам сейма, зампредседателя польской парламентской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Тадеуш Ивиньский. За проектом ПиС последовал более «мягкий вариант» спикера сейма. Но и он не был одобрен согласительной группой (в нее входят представители всех фракций), которой руководит заместитель спикера Стефан Неселовский.
Ситуация вокруг резолюции накаляется с каждым днем. Взрыв конфронтации в парламенте наступил после того, как вице-спикер Неселовский, будучи депутатом от правящей «Гражданской платформы», осмелился оспорить некоторые положения проекта ПиС, заявив, что «Катынь -- это не геноцид, а военное преступление». Особо ретивые патриоты в лице бывшего спикера Людвика Дорна и руководителя депутатской группы «Польша-XXI» Казимежа Уяздовского потребовали отставки вице-спикера. Их поддержал лидер ПиС Ярослав Качиньский, который ошеломил всех неожиданным открытием: «Путин вводит в Польше цензуру. То, что представляет пан Неселовский, -- это московская цензура в Польше». А коллега бывшего премьера по партии Йоахим Брудзиньский повторил, что определение «геноцид» должно остаться в резолюции. По его мнению, выступающие против этого жесткого проекта хотят только одного: «Чтобы Путин в Кремле не рассердился».
В защиту Неселовского вступился министр иностранных дел Радослав Сикорский, который не нашел повода стыдиться за партийного коллегу, утверждающего, что расстрел польских офицеров в Катыньском лесу под Смоленском в 1940 году был «военным преступлением, а не геноцидом». Глава польской дипломатии привел определение геноцида, сформулированное польским юристом Рафалом Лемкиным: «Геноцид -- это физическое уничтожение всего народа или этнической группы». Сикорский добавил, что моральное право высказываться на этот счет имеют в первую очередь семьи жертв. И вот что заявляет председатель Федерации катыньских семей Анджей Скомпский: «Геноцидом был холокост, им была резня в Руанде, а Катынь -- это военное преступление. Очередная игра смертью наших близких, придирка к словам и весь этот политический скандал отвратительны и возмутительны». Прекратить «политические перебранки» призвал Дональд Туск, в первую очередь обращаясь к ПиС. По его словам, найти точное определение трагедии, случившейся в Катыни, мешает «политическое напряжение, нагнетаемое вокруг польско-российских отношений».
Теряющая популярность партия братьев Качиньских, спровоцировав дебаты вокруг «резолюции 17 сентября», хочет поправить свой имидж в глазах избирателей. Согласно последнему опросу общественного мнения, у ГП над ПиС гигантский перевес -- 53% против 23. А через год президентские выборы, причем президент Лех Качиньский еще тешит себя надеждой на переизбрание. Ради того, чтобы самому поучаствовать в мероприятиях 17 сентября, президент Качиньский сейчас даже решил отправить вместо себя в Брюссель на саммит Евросоюза премьера Туска. А ведь этот важный форум будет в этот день вырабатывать общие позиции ЕС к встрече «большой двадцатки» в американском Питсбурге, которая состоится неделю спустя.
Вышедший вчера польский еженедельник «Ньюсуик-Польска» по-своему прокомментировал ситуацию в сейме, который из-за круглого здания в народе называют цирком: «В нашем цирке новая гражданская война, теперь за Катынь. Геноцид или только военное преступление? Новый тест на польскость и патриотизм. Всадить России геноцид в сердце или в задок? Пусть русский медведь почувствует!.. А мир от нас уходит, у мира другие проблемы».
В эти дни в Польше широко отмечается 20-летие правительства, сформированного первым в Восточной Европе некоммунистическим премьером Тадеушем Мазовецким (на снимке). Пользующийся до сих пор огромным уважением и авторитетом политик, выступая 11 сентября в сейме, назвал «примирение с Россией» самым важным заданием, стоящим перед Польшей. Так получилось, что в 1989 году автор этих строк был первым журналистом, взявшим у Мазовецкого интервью в самый первый день его работы на посту премьера. Тогда тоже речь шла о развитии отношений между Варшавой и Москвой. «Так что же, так и стоим на месте все эти 20 лет?» -- спросил я сегодня легендарного премьера, которого до сих пор называют лучшим. Вот что ответил 82-летний Тадеуш Мазовецкий «Времени новостей»: «В польско-российском сближении необходима инициатива с обеих сторон. Однако наблюдается асимметрия. С польской стороны есть на это политическая воля. Во всяком случае, наше нынешнее правительство стремится идти в этом направлении». А вот с российской стороны, по мнению нашего собеседника, «бывает по-разному». «В этом деле нужно терпение, чтобы шаг за шагом двигаться вперед. Как удалось нам продвинуться в польско-немецком процессе улучшения отношений. Наши отношения с немцами выравнивались долго, не со дня на день», -- сказал наш собеседник.
В пресс-центре сейма «ВН» вчера подтвердили, что плановое заседание намечено на 23--25 сентября, но не исключен специальный созыв депутатов 17 сентября для принятия резолюции. Борьба в сейме продолжается.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава