|
|
N°168, 15 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучшая форма
Закончился Большой фестиваль Российского национального оркестра
Большой фестиваль Российского национального оркестра, в просторечии «плетневский», закрылся в воскресенье вечером парадной программой из нескольких ударных оркестровых номеров (Торжественный и Славянский марши Чайковского, Славянские танцы Дворжака, скрипичные хиты Сарасате и Сен-Санса с участием солиста Сергея Крылова). И как вся фестивальная программа в целом, концерт-закрытие был сыгран на ура, но с отменным вкусом и содержал в себе нечто свежее и нетривиальное. В данном случае это была «Увертюра на русские темы» Николая Голованова (1891--1953), в течение многих лет служившего главным дирижером Большого театра и бывшего еще и мастеровитым композитором. Для Плетнева это сейчас специальным образом интересная фигура, и «Увертюру» оркестр недавно много играл на гастролях в Японии, и в Москве повторит ее исполнение на концерте 19 декабря. Вещь стоит того -- из русских тем заковыристыми ювелирными штрихами в ней вышиваются Дебюсси, Равель, Стравинский, но целое не теряет своеобразия, оркестр искрит и демонстрирует великолепную форму.
Каковая, собственно, стала главным впечатлением фестиваля. В неидеальной для симфонических концертов акустике Новой сцены Большого театра в эту неделю РНО звучал просто превосходно. И если в номерах с солистами-инструменталистами (их выбор представляется самым загадочным звеном фестивальной программы) и в балете речь шла в основном о деликатности и пластичности аккомпанемента, то в остальной части фестиваля РНО показал разнообразие, невозможную тонкость и роскошь оркестрового мастерства.
После симфоний Чайковского и «Волшебной флейты» (см. "Время новостей" от 10 сентября), после Второй симфонии Шумана, сыгранной в безупречном стиле, изящно и собранно по форме и звуку, на фестивале был «Пер Гюнт» -- полная версия григовской музыки, собранная Плетневым из разных источников. И пожалуй, это была лучшая игра оркестра за все последнее время. Все вместе -- партитура, потрясающая игра оркестра, отменное пение Мининского хора и солистов (Инга Кална, Игорь Головатенко), послушный дирижеру Василий Лановой в роли чтеца, сделавший свою часть работы тонко, музыкально и выразительно, а также изящная литературная работа концертмейстера оркестра Алексея Бруни, «адаптировавшего» текст драмы Ибсена к концерту, -- сделало этот вечер претендентом на неофициальный титул лучшего концерта как минимум сезона.
Вообще, в щедрой серии довольно разноплановых фестивальных событий внутренняя конкуренция оказалась до крайности сильной. В «спецпроекте фестиваля» -- концерте солистов оркестра и кларнетиста Майкла Коллинза -- плетневские музыканты показали индивидуальную умелость и камерную изысканность. В балете Гордона Гетти «Заклятие рода Эшеров» (постановка Владимира Васильева, солисты -- Анжелина Воронцова, Ян Годовский и Артем Овчаренко) публике представилась возможность получить удовольствие от немудреного, но милого и эффектного действа. Премьера сюиты из музыки к балету «Лебединое озеро», собранной Плетневым по авторским рукописям, стала не только громкой, но и удивительно строгой. Выступления солистов-пианистов -- нервно-манерного интеллектуала Стивена Хафа с Первым концертом Чайковского и прямодушного вундеркинда Конрада Тао с Двадцатым концертом Моцарта -- интриговали сильно, но разочаровали многих. Напомним о волшебно сделанной «Флейте», безупречных симфониях Чайковского и еще раз -- об «осветленном» фирменным плетневским стилем Шумане. И эту неслабую фестивальную дистанцию, делающую честь РНО, его дирижеру и художественному руководителю фестиваля, выиграл все-таки «Пер Гюнт». Можно сказать, что версия музыкально-драматического «Пер Гюнта» -- вся, от красоты замысла до нежности фразировки, от выразительности текста до тонкости окраски звука, -- совершенно выдающегося свойства и требует не только концертного повторения, но и хорошей записи.
Юлия БЕДЕРОВА