Время новостей
     N°167, 14 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2009
Проверят на протекционизм
Еврокомиссия проведет «расследование роли Германии» в продаже Opel
В истории продажи американским автоконцерном General Motors своего немецкого подразделения -- компании Opel -- новый поворот. 10 сентября совет директоров GM одобрил продажу актива российско-канадскому консорциуму Magna--Сбербанк, а на следующий день МИД Бельгии призвал Еврокомиссию провести расследование роли Германии в продаже европейских марок General Motors -- Opel и Vauxhall -- из-за подозрений в протекционизме, сообщили в прошлую пятницу немецкие СМИ со ссылкой на официального представителя Еврокомиссии Йоханнеса Лайтенбергера. «Сохранение тех или иных заводов и численности их трудовых коллективов не может быть условием для предоставления государственной помощи», -- подчеркнул представитель Еврокомиссии. По словам бельгийского вице-премьера Жоэль Мильке, в сделке по продаже Opel немецкое правительство явно «преследовало свои интересы», стремясь сохранить все работающие на территории ФРГ заводы автопроизводителя. При этом бельгийский завод Opel в Антверпене, где работает 2,6 тыс. человек, по всей видимости, будет закрыт, отметил он. Представители Magna уже заявили, что компания действительно намерена сохранить четыре завода, находящихся в Германии, тем самым заставив теперь волноваться по поводу своих рабочих мест 25 тыс. сотрудников на предприятиях GM в Бельгии, Испании, Великобритании, Польше, Испании и Австрии.

Как заявил в пятницу в Брюсселе представитель Еврокомиссии, ситуация вокруг Opel будет рассмотрена на специально созванной для этого встрече министров экономики и промышленности стран, где расположены заводы Opel, на следующей неделе. Отмечается, что заинтересованным сторонам будет представлена вся информация, связанная со сделкой, в полном объеме. Министрам предстоит нелегкая задача: выяснить, соответствуют ли планы реструктуризации экономическим критериям ЕС. В частности, должны быть представлены гарантии, что концерн сохранит жизнеспособность в будущем. Еврокомиссия, по словам ее представителей, стремится к тому, чтобы в ходе реструктуризации не пострадало ни одно предприятие концерна. В ином случае Брюссель может запретить выделение финансовой помощи на сумму 4,5 млрд евро в виде кредитов и государственных гарантий.

Ситуация с вмешательством Бельгии вполне объяснима, ведь именно бельгийская компания RHJ International была главным конкурентом Magna и Сбербанка на покупку Opel. Предложение бельгийцев поддерживала GM, условия, предложенные российско-канадским консорциумом, наоборот, лоббировала германская сторона во главе с канцлером Ангелой Меркель. Принято считать, что консорциум Magna--Сбербанк стал фаворитом этой гонки за счет предложения сохранить как можно больше рабочих мест на заводах Opel. Впрочем, если рассматривать финансовую сторону вопроса, то Magna--Сбербанк запрашивали гораздо большую сумму госгарантий, чем RHJ, -- 4,5 млрд долл. против 3,2 млрд долл. При этом альянс готов заплатить за 55% Opel 500 млн евро, тогда как RHJ предлагала за 51% акций немецкого завода лишь 300 млн евро.

Правительство ФРГ еще в мае предоставило кредит в 1,5 млрд евро для Opel, пока GM определялся с продажей своей немецкой «дочки» иностранному инвестору, чтобы избежать ее банкротства. По данным представителя Еврокомиссии, этот кредит был выдан по упрощенной процедуре без специального согласования с Еврокомиссией, говорит ее представитель. Теперь же оставшиеся 3 млрд евро из обещанных ФРГ общей суммы госгарантий в 4,5 млрд евро должны быть утверждены именно ею.

Еврокомиссия трижды собирала в Брюсселе министров экономики стран, где есть заводы Opel. В ходе этих переговоров министры договорились не делать ничего в ущерб друг другу, точнее, предприятиям Opel в «не своих» странах. И как отметил г-н Лайтенбергер, еврокомиссары также получили заверения правительства Германии, что государственное субсидирование Opel будет полностью отвечать принятым в ЕС критериям.

Пока же, как подчеркнул представитель ЕС, Еврокомиссия будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий и поддерживать постоянные контакты с заинтересованными сторонами. Впрочем, глава антимонопольного комитета ЕС Нили Кроэс уже заявила, что примет меры, если в продаже Opel будет иметь место протекционизм.

Ирина ЦЫРУЛЕВА