|
|
N°98, 04 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство поддержало СИБУР
Спасать обанкротившийся холдинг поручено Дмитрию Мазепину
Новым президентом нефтехимического холдинга СИБУР станет первый зампред Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Дмитрий Мазепин. Об этом вчера объявил «Газпром», основной акционер и кредитор СИБУРа. В ближайший четверг совету директоров холдинга предстоит утвердить отставку Вячеслава Скворцова, подавшего заявление об уходе в минувшую пятницу, и выбрать нового президента. Большинство мест в совете принадлежит представителям «Газпрома», которым придется выполнить решение главы газового концерна Алексея Миллера. Считая этот факт уже практически свершившимся, г-н Миллер вчера на оперативном совещании в «Газпроме» сообщил о «назначении» Дмитрия Мазепина президентом СИБУРа. «На самом деле это рекомендация акционера совету директоров», -- пояснили газете «Время новостей» в пресс-службе «Газпрома».
«Основной акционер СИБУРа -- это «Газпром», а основной акционер «Газпрома» -- государство, поэтому неудивительно, что государство решило направить госчиновника управлять СИБУРом», -- считает Валерий Настеров из «Тройки Диалог». Опрошенные газетой аналитики затрудняются оценить последствия прихода г-на Мазепина в СИБУР. «Возможно, это назначение свидетельствует о борьбе различных политических группировок за власть над «Газпромом», частью которого является СИБУР», -- считает один из аналитиков. Другой подчеркивает, что у г-на Мазепина имеется богатый опыт по предпродажной подготовке предприятий в РФФИ: «Не исключено, что имущество СИБУРа будут готовить к распродаже».
В «Газпроме», правда, последнюю версию категорически не приемлют. «Дмитрий Мазепин работал в нефтяных компаниях, он имеет хороший опыт управленца, а работа в РФФИ просто расширила его кругозор», -- говорит представитель газового концерна.
Г-н Мазепин достаточно молодой (ему в апреле исполнилось 34 года) и амбициозный человек. Он окончил МГИМО, работал военным переводчиком в горячих точках, за что получил медали, а в 1997 году пришел в Тюменскую нефтяную компанию (ТНК). В 1999 году Дмитрий Мазепин стал советником председателя РФФИ, а затем его заместителем. В его обязанности входила предпродажная подготовка предприятий, в частности нефтяной компании ОНАКО, проданной ТНК более чем за 1 млрд долл. В 2001 году государство направило г-на Мазепина в командировку в Кемерово -- он был назначен гендиректором компании «Кузбассуголь», акции которой были выставлены на продажу. В задачу нового гендиректора входило сохранение в целости активов «Кузбассугля» для поддержания интереса к реализуемым акциям со стороны различных претендентов, что и было с успехом сделано. После продажи г-н Мазепин долго выбирал новую работу, но предпочел вернуться в РФФИ, где получил повышение, став первым зампредом. Теперь государство отправляет Мазепина в не менее трудную «командировку» -- спасать СИБУР.
Создатель этого крупнейшего в стране нефтехимического холдинга Яков Голдовский находится под следствием и с начала января сидит в Бутырской тюрьме, а его преемник Вячеслав Скворцов, назначенный «Газпромом» в феврале, на прошлой неделе демонстративно отказался руководить СИБУРом, сославшись на трудности в общении с руководством газового концерна.
«Нам было очень трудно найти в СИБУР человека, который бы разбирался в отрасли, но при этом не был бы никаким образом связан с Голдовским», -- сказал представитель «Газпрома». Г-н Мазепин вполне подходит под эти критерии, но в какой степени его амбициозность будет сочетаться с необходимостью полного подчинения руководству «Газпрома», пока не ясно. Тем более что в самом «Газпроме» пока не очень хорошо понимают, что делать с СИБУРом, и часто меняют мнение по поводу его дальнейших перспектив.
Например, зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов, курирующий СИБУР, сначала заявлял о необходимости продажи холдингом всех газоперерабатывающих заводов, а потом -- о необходимости возврата полного контроля СИБУРа над заводами. Точно так же «Газпром» всю зиму исключал возможность банкротства СИБУРа, пока к весне сам не подал иск о банкротстве холдинга. Не менее противоречива политика «Газпрома» по отношению к кредиторам СИБУРа.
Дмитрию Мазепину предстоит реструктурировать долги СИБУРа в размере 48,6 млрд руб., вывести холдинг из процедуры банкротства (т.е. подписать мировое соглашение с кредиторами), составить бизнес-план компании на пять лет и наладить работу примерно 70 предприятий холдинга уже сейчас (ведь после ухода Голдовского выпуск и экспорт продукции упали в несколько раз). Наконец, г-ну Мазепину придется начать огромное количество судебных дел по возврату акций и имущества предприятий, которые входят в производственную структуру СИБУРа. Как заявлял ранее г-н Скворцов, эти акции изначально принадлежали СИБУРу и «Газпрому», но были проданы г-ном Голдовским различным офшорным фирмам.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ