|
|
N°98, 04 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Абсолютно открытый вопрос
Европа не решила, как будет защищаться от российского зерна
Евросоюз, импортировав в этом году беспрецедентный объем зерна, теперь прилагает активные усилия по ограничению доступа на свой рынок чужих зерновых. Российские поставщики, для которых европейский рынок является одним из стратегических, считают эти меры дискриминационными. Есть информация о нескольких вариантах существенного ограничения ввоза, прежде всего о введении квот или запретительных пошлин. Вчера находящийся в Москве комиссар ЕС по сельскому хозяйству и рыболовству Франц Фишлер дал понять, что процедура обсуждения возможного нового механизма будет довольно длительной и волноваться российским аграриям пока рано. Вчера же стало известно об очередном резком увеличении европейских пошлин на импорт зерна.
На пресс-конференции г-н Фишлер снабдил свой ответ на вопрос о российском зерне развернутой преамбулой, суть которой сводилась к тому, что ЕС ставит всех поставщиков в равные условия: «Неверно говорить, что Евросоюз повышает пошлины из-за увеличения экспорта российского зерна, -- заявил г-н Фишлер. -- Проблема не в России». Но и назвать «проблемных» поставщиков он отказался. Речь, между тем, идет об американских, канадских, австралийских и аргентинских поставщиках.
По данным аналитического департамента «МТС-Зерно», в текущем сельскохозяйственном году (с июля 2001-го по апрель 2002-го) в страны Евросоюза Россия поставила 1,611 млн тонн зерна -- 439 тыс. тонн ячменя и 1,172 млн тонн пшеницы. Для российских экспортеров это был рекорд: в прошлом сельхозгоду в Европу было экспортировано всего 30 тыс. тонн российского зерна, то есть за год объемы экспорта увеличились больше чем в 50 раз. Впрочем, по словам г-на Фишлера, и объем европейского импорта был беспрецедентным: если в среднем Европа завозит 2--3 млн тонн ежегодно, то в этом году будет импортировано около 14 млн тонн. Даже с учетом 4--5-кратного увеличения общего объема импорта нетрудно увидеть, что удельная доля российских поставок выросла гораздо больше.
Г-н Фишлер назвал вопрос о новом механизме европейской защиты «абсолютно открытым». Известно, что группа французских кооперативов ONIC настаивает на введении так называемой «цены Одесса» (Odessa market price), на основе которой рассчитывать пошлины (средние котировки FOB в черноморских портах Восточной Европы). Сейчас импортная пошлина рассчитывается как 155% интервенционной цены ЕС минус цена на американскую пшеницу с учетом стоимости доставки в Роттердам. Французы хотят заменить американскую цену на «одесскую». Г-н Фишлер заявил, что категорически не согласен с таким вариантом. Другие члены ЕС предлагают ввести квоты для поставщиков зерновых. Однако и этот вариант г-н Фишлер комментировать не стал, заявив, что волноваться экспортерам не следует: «В отсутствие новых правил будут действовать старые. Так что не так важно, когда будут приняты новые».
Между тем, следуя нынешним правилам, Евросоюз в очередной раз повысил со вчерашнего дня пошлины на импорт зерновых: на пшеницу среднего качества пошлина выросла почти на 70% до 13,29 евро за тонну (с 7,82 евро), на пшеницу низкого качества с 20,23 до 23,12 евро, на ячмень и рожь -- с 31,45 до 34,51 евро.
Анфиса ВОРОНИНА