|
|
N°167, 14 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жесткие посадки
Калининградская область больше не будет создавать регионального авиаперевозчика
«Аэрофлот» регистрирует в Калининградской области филиал, «перебазирует» туда несколько самолетов А320 и начинает регулярные рейсы по маршрутной сети местного перевозчика «КД Авиа», оказавшегося на грани банкротства. Местные власти отказались от идеи потратить 4 млрд руб. государственной поддержки на создание собственной авиакомпании. Сначала полеты будут осуществляться только в Москву и Санкт-Петербург, но потом, как заверяют чиновники, возобновятся рейсы в десятки городов России и Европы. Руководству «КД Авиа», по словам региональных властей, придется распродавать имущество, чтобы расплатиться по долгам, и отвечать по уголовным делам. Так что местную авиакомпанию могут ожидать жесткие посадки.
Эта история началась в самом начале 2000-х. Накануне вступления Литвы и Польши в Евросоюз (а Калининградская область, территориально отделенная от основной части РФ, непосредственно с ними граничит) понадобилось решить вопрос транспортной связи самого западного региона России с «материком». По поручению федеральных властей было организовано так называемое «авиатакси» -- билет до Москвы и обратно стоил тогда чуть меньше тысячи рублей. Пассажиропоток мгновенно вырос, на местном (ставшем во многом политическим) рынке попытался закрепиться в качестве основного игрока «Аэрофлот». Однако его ждал неласковый прием со стороны «Калининградавиа». Как потом поясняло руководство «Калининградавиа», идея «авиамоста» принадлежит именно ему, но никак не москвичам -- вот почему прием был неласков.
Тогда калининградские авиаторы сделали другой ход. Имея в собственности аэропортовый комплекс, попытались создать на его основе хаб, международный транзитный узел, проведя масштабную модернизацию и взяв в лизинг 19 самолетов Boeing-737. «Аэрофлот» вновь был рядом -- в апреле 2004 года тогдашний руководитель компании Валерий Окулов, находясь в Калининграде на специальной презентации, заявил, что проект реконструкции его предприятие уже разработало и формальности улажены (как бы в подтверждение тому рядом с ним был и.о. заместителя министра транспорта Александр Нерадько). Политическое добро было получено. Г-на Окулова поддержал и полномочный представитель президента РФ на северо-западе Илья Клебанов. Проект «Калининградавиа» он назвал «идеей из разряда мечтаний, под которую практически невозможно найти инвестора». А у «Аэрофлота» деньги, мол, уже есть -- в качестве наглядной иллюстрации на презентации присутствовал банкир Александр Лебедев, оценивший затраты в 5 млн долларов.
Но калининградцы вновь обошли москвичей -- появилась компания «КД Авиа». Была проведена серьезная реконструкция, заработал тот самый хаб, пассажиропоток вырос до невообразимых в прежние годы для провинции цифр -- почти до 1,4 млн пассажиров в год. Топ-менеджмент «КД Авиа» сумел в довольно короткие сроки раскрутить компанию, сделав ее самым узнаваемым калининградским брендом за пределами области (как в России, так и в Европе).
Тем не менее история взлета и падения авиакомпании «КД Авиа» способна войти в учебники по ведению бизнеса в качестве идеального примера того, как хотят зарабатывать в России (быстро, много) и к чему это приводит. Еще в мае 2008 года руководство перевозчика заявляло о сделке стоимостью 1,7 млрд долл. по приобретению 25 самолетов Airbus-A319 взамен 19 Boeing-737. А уже в сентябре 2009 года компания, по сути, признала себя банкротом, прекратив полеты.
Впервые о своих проблемах «КД Авиа» заявила осенью 2008 года. Власти, обещая господдержку (4 млрд руб.), поставили условие: разделить деятельность на два самостоятельных бизнеса (аэропорт и перевозки). Весной 2009 года компанию затрясло вновь, на сутки были задержаны рейсы за рубеж. К лету «переверстали» совет директоров -- с должности председателя ушел создатель компании Сергей Грищенко (он считается основным акционером), в совете появилось несколько представителей банка «Санкт-Петербург», одного из крупнейших кредиторов (ему принадлежит новое здание калининградского аэровокзала). Областное правительство хотело получить контрольный пакет акций «КД Авиа» в обмен на вливания государственных средств. Руководство компании предложило выпустить 1 млрд акций по цене 1 руб. за штуку и продать их правительству за 4 млрд руб., но такой вариант чиновников не устроил.
Обещанные миллиарды не поступили. Переговоры между властями и авиабизнесменами (стало казаться, что в компании два центра влияния -- один связан с банком «Санкт-Петербург», а второй представляет интересы г-на Грищенко) зашли в тупик. И в сентябре авиакомпания села «на брюхо» -- направила в областной арбитражный суд заявление с просьбой о признании ее банкротом (долг оценивается в 12--14 млрд руб., а список кредиторов занимает 17 страниц -- банки, лизингодатели, топливные фирмы).
Губернатор Калининградской области Георгий Боос обвинил менеджмент предприятия в совершении ряда ошибок. «Власти сделали все, чтобы спасти компанию, а теперь ситуацией пусть занимаются кредиторы и правоохранительные органы», -- сказал губернатор, подчеркнув, что к новому акционеру -- банку «Санкт-Петербург» -- трудно предъявлять претензии: он появился слишком поздно. На 99% ответственность лежит, по мнению г-на Бооса, на предыдущем руководстве компании: «Были заключены такие хитрые договоры, которые невозможно расторгнуть, например те же договоры лизинга, через некую ирландскую «прокладку». Со стороны компании ответа не последовало.
Советник губернатора Борис Овчинников предложил пройти через банкротство и создать нового перевозчика. Для этого хотели использовать те самые 4 млрд руб. господдержки (вернее, по факту уже 3,5 млрд -- 500 млн руб. из них «КД Авиа» получила ранее). Областное министерство финансов заявляло, что готово внести поправки в региональный бюджет, как только будет ясность с преемником разорившейся авиакомпании. А замминистра промышленности области Марина Друтман говорила, что у нового перевозчика должно быть какое угодно название, только не «КД Авиа»: «Это ассоциируется у людей с невыполненными обязательствами. Вся история с авиакомпанией серьезно подпортила имидж Калининградской области. Кроме того, мы неминуемо потеряем не менее трети всего туристического потока».
Но создавать в одиночку пусть своего, гарантирующего контроль над полетами (и ценами) перевозчика в «чистом поле» (а ведь почти все имущество «КД» заложено) крайне сложно, даже имея миллиарды рублей господдержки. Нужен генеральный партнер. И вот тут вновь появился «Аэрофлот» -- на этот раз, как и мечтал, всерьез и надолго. «Аэрофлот» открывает у нас филиал, регистрирует, ставит несколько самолетов А320, обеспечивая рейсы на Москву, Санкт-Петербург и обратно. В дальнейшем пройдет оформление лицензий и слотов на маршруты по российским и европейским направлениям», -- сказал на брифинге в минувшую пятницу губернатор Георгий Боос.
В Калининград приехал и курирующий в правительстве транспорт вице-премьер РФ Сергей Иванов, который был в курсе проблем с авиакомпанией: «По итогам летнего сезона, когда у перевозчиков должна быть по идее наивысшая прибыль, «КД Авиа» показала убыток в 2,6 млрд руб. Уму непостижимо! Как говорят в народе: «Где деньги, Зин?» Но это обывательская логика. Здесь же действовала, видимо, логика иная. Какая именно, разберутся правоохранительные органы».
По мнению г-на Иванова, следствию предстоит ответить на вопрос, какую задачу перед собой ставил топ-менеджмент: получать прибыль или «выводить» деньги. По его словам, в отношении «КД Авиа» возбуждено три уголовных дела. В региональном управлении Следственного комитета при прокуратуре удивились -- им известно лишь об одном, оно касается многомесячной задержки зарплат.
«В наших семьях трагедии, нет денег на то, чтобы собрать детей к школе, нет денег на питание, на лечение! Все радостные события, такие как рождения детей и свадьба, в нашей ситуации омрачаются безденежьем», -- сказано в обращении сотрудников «КД Авиа», отправленном на имя губернатора. Георгий Боос обещал им, что долги погасит областной бюджет, а потом возместит эти траты за счет продажи принадлежащего «КД Авиа» имущества -- конкурсной массы, по его словам, должно хватить.
А калининградцам власти обещали, что без авиасообщения жители области не останутся. Неизвестно, правда, как в новых условиях поведут себя цены на билеты.
Вадим СМИРНОВ, Калининград