|
|
N°167, 14 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ни мира, ни спокойствия
Совету Европы по-прежнему не нравится российский Северный Кавказ
Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг (на снимке) подвел в конце минувшей недели итоги своего краткого турне по Чечне и Ингушетии. Комиссар встревожен явным ростом напряженности в этой части Северного Кавказа. Правда, это не помешало ему отметить несколько позитивных моментов.
В частности, г-н Хаммарберг похвалил президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова за создание постоянно действующего консультативного органа, который позволяет региональному руководителю непосредственно общаться с представителями неправительственных организаций. Кроме того, еврокомиссар рад, что у него и президента Чечни Рамзана Кадырова совпала точка зрения на недопустимость внесудебных расправ над родственниками террористов. «Некоторые действия правоохранительных органов создают тяжелые настроения среди населения. Например, в Чечне дома родственников боевиков поджигаются. Этот самосуд надо остановить. Рад, что со мной согласен Рамзан Кадыров».
В целом комиссар по правам человека признал, что обстановка в Чечне и Ингушетии далека от мира и спокойствия. Сама по себе эта формулировка означает, что Совет Европы по-прежнему пристально следит за динамикой развития событий на юге России и отнюдь не склонен считать, будто отмена с апреля этого года контртеррористической операции в Чечне означала окончательное торжество мира и стабильности в регионе. Г-н Хаммарберг, который посетил регион уже в четвертый раз, напротив, отметил, что нынешняя поездка характеризовалась заметно большей напряженностью. Напряженность была связана не только с террористическими актами, сообщения о которых снова приходят почти каждый день, а самым резонансным оказалась попытка убить президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова 22 июня этого года, но и с отсутствием реального взаимопонимания между европейцами и официальным Грозным по поводу безопасности правозащитников, работающих в Чечне.
Как известно, в июле этого года в Ингушетии была найдена мертвой чеченская правозащитница Наталья Эстемирова. Некоторые ее коллеги по правозащитному движению, в частности глава правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, публично заявили, что к убийству может быть причастен президент Чечни Рамзан Кадыров. Г-н Кадыров сразу же обратился в суд, обвиняя правозащитника в клевете, однако его собственная позиция по поводу гибели Натальи Эстемировой не отличалась последовательностью. Сначала, вслед за президентом России Дмитрием Медведевым, он выразил соболезнование родственникам и близким погибшей. А спустя несколько дней в интервью радио «Свобода» уже назвал ее человеком, не имеющим ни чести, ни совести, ни достоинства.
Примерно та же перемена настроения произошла и в случае с убийством еще двоих правозащитников в Чечне -- 10 августа, через две недели после смерти Натальи Эстемировой, были убиты Зарема Сайдуллаева и ее муж, Алик Джабраилов, организация которых занималась оказанием гуманитарной помощи чеченским детям, пострадавшим во время войны. Президент Чечни сначала также выразил соболезнования, но затем не преминул напомнить, что убитый Джабраилов в прошлом был боевиком.
Томас Хаммарберг считает принципиально важным раскрытие дел убитых правозащитников. Он полагает, что без этого дальнейшая деятельность правозащитников в Чечне окажется невозможной, что, с его точки зрения, было бы крайне нежелательно. Во время встречи с гостем из Европы президент Чечни соглашался с ним -- как и по поводу недопустимости похищения людей правоохранительными органами или поджогов домов родственников боевиков. Но при этом в самой Чечне люди уверены, что такие поджоги не просто абстрактный самосуд, а дело рук сотрудников чеченской милиции, которая едва ли может действовать без одобрения президента республики. Рамзан Кадыров обещал г-ну Хаммарбергу разобраться во всех подобных случаях, наказать виновных и выплатить компенсацию пострадавшим.
Комиссар, видимо, рассчитывает, что президент Чечни был искренним во время этой беседы, как и другие представители российской власти, которые, по его словам, не пытались во время встреч с ним «преуменьшить имеющиеся проблемы». В реальности же создается впечатление, что готовность российских собеседников комиссара к относительно откровенным разговорам связана с тем, что многим из них просто безразличны либо сами обсуждаемые проблемы, либо точка зрения Совета Европы. К слову, вчера зарубежная неправительственная организация Human Rights Watch призвала Рамзана Кадырова отозвать его иск к Олегу Орлову и попыталась привлечь внимание российских властей к явному давлению, которое в последние недели оказывается на сотрудников «Мемориала», занимающихся проблематикой Северного Кавказа.
Иван СУХОВ