|
|
N°167, 14 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Настало время для стратегии
«Связьинвест» выбирает базу
Холдинг «Связьинвест» в ближайшее время должен дать ответ на вопрос о том, каковы его амбиции на российском телекоммуникационном рынке. Еще в конце мая правительственная комиссия по транспорту и связи, которую возглавляет вице-премьер Сергей Иванов, одобрила концепцию реорганизации компании на базе «Ростелекома» и поручила менеджменту разработать стратегию развития. Причем в довольно сжатые сроки -- к середине сентября. Руководство холдинга уложилось в бюрократический срок: в ближайшие дни совет директоров «Связьинвеста» рассмотрит проект стратегии.
По данным «Времени новостей», разработчики документа ориентировались (общую задачу им публично определил генеральный директор Евгений Юрченко) на то, что стратегия должна строиться исключительно на слиянии компаний. И главная трудность с самого начала заключалась в том, как это эффективно и желательно цивилизованно осуществить применительно к рынку Центрального округа, включая Москву и Подмосковье. Именно в попытках все-таки определить наиболее эффективную базу объединения активов ломали голову привлеченные руководством «Связьинвеста» эксперты, выбирая между компаниями «Ростелеком», «Центральный телеграф» и «Центртелеком».
Поскольку в правительстве заранее обрисовали цель реорганизации холдинга -- увеличение доли государства на рынке телекоммуникационных услуг -- был выбран наиболее очевидный вариант: у кого выше доля государства. «Ростелеком» принадлежит государств на 78%, «Центральный телеграф» -- на 67%, «Центртелеком» -- на 38%. Учли и посыл Евгения Юрченко, который всячески стремится избежать нездоровой конкуренции между межрегиональными компаниями (МРК). Он с самых первых минут рекомендовал конкурирующим компаниям уважать бизнес друг друга и указал новому менеджменту «Центрального телеграфа» и старому руководству «Центртелекома» на их рынки: первой компании «отдал» Москву, второй -- Подмосковье. Иными словами, гендиректор прекрасно отдает себе отчет в том, что, дабы сегодня холдингу стать «чемпионом» на рынке России или хотя бы приблизиться к этому, нужно в первую очередь в разы увеличить свою долю в столице.
По сведениям «Времени новостей», эксперты в проекте стратегии проработали три сценария развития, то есть слияния компаний группы: высокой степени эффективности, средней и низкой. И пришли к выводу, что «собирание» сколько-нибудь значимых активов под компанию со слабым государственным участием приведет только к одному -- уводу или распылению этих активов. Правда, как сообщил «Времени новостей» источник в «Связьинвесте», внутри компании еще остались сторонники стратегии, которую проводило старое руководство, и они как раз за вариант, который эксперты связывают с «распылением». Очевидно, с этим связаны появившиеся в последнее время среди участников рынка разговоры о том, что будущая стратегия развития холдинга якобы предполагает объединение значимых брендов -- работающих на Москву «Ростелекома» и «Центрального телеграфа», под крылом компании «Центртелеком». «Можно провести несложные подсчеты, которые подсказывают, что в результате совокупная доля рынка при реализации предложенного сценария достигнет примерно 3% в корпоративном сегменте и останется на уровне 6% в розничном», -- говорит источник газеты.
Собеседник «Времени новостей» напоминает, что для прекращения конкуренции между «дочками» «Связьинвеста» в Москве помимо реорганизации существуют и другие проверенные инструменты. Есть, к примеру, опыт АФК «Система», которая весьма эффективно решает возникающие между МГТС и «Комстаром» вопросы методами корпоративного управления. «В любом случае идея консолидации активов на базе ОАО «Ростелеком» представляется более продуктивной и целесообразной с учетом практически одобренной концепции реорганизации группы «Связьинвест», -- говорит собеседник газеты.
В противном случае, как считают эксперты, выгода негосударственных собственников от промежуточных операций с активами при последующей продаже их «Ростелекому» становится более чем очевидной. В то же время понятно, что «Ростелеком» не готов играть исключительно на победу в Москве -- у компании всегда были более серьезные амбиции. И потому эксперты не совсем уверены, что именно на этом этапе реорганизации холдинга вывеска «Ростелекома» будет самой выгодной для решения задачи расширения на столичном рынке доли «Связьинвеста» в целом. И в ближайшие дни, судя по всему, будет дан ответ, когда точно и в каком виде проект стратегии развития будет представлен правительственной комиссии по транспорту и связи. Как сообщил корреспонденту «Времени новостей» высокопоставленный источник в Белом доме, «в правительстве с нетерпением ждут варианта развития «Связьинвеста», надеются, что с его внесением холдинг затягивать не станет, а слухи не комментируют».
Иван ГОРДЕЕВ