|
|
N°167, 14 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все хотят токсичности
Финансовые власти США готовы сокращать антикризисные программы
Объявленная администрацией Барака Обамы программа частно-государственного инвестиционного партнерства (Public Private Partnership Investment Program, PPPIP), фактически буксовавшая с марта, может вот-вот заработать. Как сообщил агентству Reuters один из чиновников Минфина США, первые сделки в рамках этой программы состоятся в начале октября. Как известно, PPPIP предполагает привлечение денег от государства и частных инвесторов для выкупа у финансовых институтов «токсичных» ценных бумаг.
Проект PPPIP сразу же столкнулся с трудностями из-за неопределенных условий участия в нем - главная «неопределенность» состояла в оценке «токсичных» активов. Теперь же, хотя источник Reuters и уверен в предстоящих сделках, он сам признает, что механизм теряет актуальность. С одной стороны, по его словам, инвестфонды и другие инвесторы проявляют огромный интерес к «токсичным» активам. С другой -- банки уже не хотят ничего продавать. «Мы думали, что банкам будет нужно продать некоторые активы, чтобы привлечь частный капитал. Но так вышло, что они могут привлекать средства, не прибегая к продаже активов», -- заявил источник агентства.
Такая ситуация лишь подтверждает сказанные на прошлой неделе слова министра финансов США Тимоти Гайтнера о том, что усиление экономики дает возможность правительству отказаться от некоторых мер экстренной поддержки. По его словам, сейчас экономика находится в лучшем состоянии, чем год назад, когда она была на пике коллапса. Хотя проблемы по-прежнему остаются, признал министр. «Вступая в эту новую фазу, мы должны начать сворачивать некоторые меры экстренной поддержки. Сейчас мы готовы преобразовать нашу стратегию по мере движения от кризиса к восстановлению», -- сказал г-н Гайтнер, выступая перед комиссией конгресса, осуществляющей надзор за исполнением программы по выкупу проблемных активов (Troubled Assets Relief Program, TARP). PPPIP, скорее всего, пока не является тем инструментом, от которого Минфин откажется в ближайшее время, но тенденция налицо.
С выводами г-на Гейтнера согласен и президент Федерального резервного банка Атланты Деннис Локхарт. Американская экономика, считает он, начала расширяться, и Федеральной резервной системе необязательно скупать обеспеченные ипотекой ценные бумаги в запланированном объеме. Г-н Локхарт отметил, что ФРС может обсудить срок отказа от дальнейших покупок ипотечных бумаг на заседании 22--23 сентября. Президент ФРБ Ричмонда Джеффри Лэкер также полагает, что центробанку необходимо отказаться от ряда антикризисных мер по мере возобновления экономического роста.
Как напомнил г-н Гайтнер, банки, получившие господдержку, уже вернули более 70 млрд долл., сократив объем инвестиций правительства до 180 млрд долл. Еще 50 млрд долл. будут выплачены в ближайшие год-полтора, пообещал министр.
Необходимость продолжения программ стимулирования будет в центре внимания глав государств «Большой двадцатки» на предстоящей 24-25 сентября встрече в американском Питтсбурге. Министры финансов и главы центробанков G20 неделю назад согласились с тем, что стимулирование следует продолжать, одновременно думая и об exit strategies. Мнение о необходимости уже сейчас переходить к стратегиям выхода (его отстаивали, в частности, Германия и Франция) не нашло широкой поддержки. Глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан подтверждает: правительства всего мира должны продолжить стимулирующую экономическую политику, поскольку финансовый кризис еще не закончился. «С одной стороны, государственное стимулирование, направленное на поддержание экономического роста, должно быть сохранено. Потребительский спрос по-прежнему слаб, и существуют высокие риски обострения кризиса. С другой стороны, необходимо подготовить стратегии выхода, индивидуальные для каждой страны, и сделать эту информацию публичной. Люди должны знать, в каком направлении мы движемся», -- сказал глава МВФ в интервью газете Le Monde. По его мнению, реформы по финансовому регулированию идут слишком медленно. «Перед нами по-прежнему остаются две проблемы: управление мировыми финансами и регулирование денежных потоков», -- отметил г-н Стросс-Кан.
Николай КОЧЕЛЯГИН