|
|
N°167, 14 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Танки идут ромбом
Венецианский кинофестиваль подвел итоги
«Золотого льва» за лучший фильм -- главный венецианский приз -- получил «Ливан», дебютная игровая картина израильского документалиста Шмуля Маоза, еще одна картина последнего времени (наряду с прошлогодним «Вальсом с Баширом» Ари Формана), посвященная арабо-израильской войне 1982 года и использующая не самые привычные художественные приемы. Если «Вальс» был удивительным примером «документального мультфильма», то основная часть действия «Ливана» происходит в более чем замкнутом пространстве внутри израильского танка (и потому заставляет вспомнить картину из совсем другой оперы, а именно «Лодку» Вольфганга Петерсена). Фильм, вызвавший практически единодушный энтузиазм и жюри, и критиков, обещает стать одним из самых важных событий нынешнего киносезона: «Ливан» вошел в программы (впрочем, внеконкурсные) фестивалей в Торонто и Нью-Йорке, а также был выдвинут на соискание национальной израильской кинопремии «Офир», которую вручают в конце сентября, сразу по десяти основным номинациям. И уже сейчас ясно, что «Золотой лев» -- далеко не последняя награда картины (да и в том, что ее будут всерьез рассматривать как кандидата на «Оскара» за лучший неанглоязычный фильм, сомневаться тоже не приходится).
Вообще тема Ближнего Востока и ключевых событий его истории стала на фестивале доминирующей: обладателем «Серебряного льва», а стало быть, лучшим режиссером стала Ширин Нешат (самая известная в мире мастерица видеоарта и современного искусства иранского происхождения), представившая в Венеции свой фильм (к слову, тоже полнометражный игровой дебют) «Женщины без мужчин» (странами-производителями которого указаны Германия, Австрия и Франция): история судеб четырех иранских женщин на фоне спровоцированного ЦРУ переворота, случившегося в Иране в 1953 году.
Кубок Вольпи (венецианская награда за лучшие актерские работы) по разряду «Главная мужская роль» увез с собой англичанин Колин Ферт, сыгравший в фильме «Одинокий мужчина», поставленном известнейшим модельером Томом Фордом (непонятно, стоит ли говорить, что и эта картина -- первый полнометражный игровой фильм новоявленного режиссера), английского профессора, тяжело переживающего смерть своего гомосексуального партнера. Ничего скандального, впрочем, в фильме нет, один сплошной психологизм и система Станиславского в действии (сценарий основан на романе Кристофера Ишервуда, чьи рассказы в свое время послужили литературной основой для легендарного «Кабаре» Боба Фосса). Ну а лучшей актрисой была названа наша соотечественница Ксения Раппопорт, которую, впрочем, можно считать актрисой теперь уже и итальянской тоже: она много и весьма успешно снимается в Италии, а в прошлом году именно ей выпала честь быть ведущей на церемонии венецианского закрытия. Приз достался ей за работу в картине Джузеппе Капатонди (и снова дебют!) «Двойной час»: примечательно, что Раппопорт играет здесь словенку, служащую гостиницы, попадающую в сомнительную историю а-ля фильм-нуар. А лучший сценарий, по мнению жюри, написал для своего фильма автор почитаемых многими, но как-то неуловимо неприятных фильмов «Счастье», «Сказочник» и «Палиндромы», неутомимый (и в неутомимости этой несколько отталкивающий) Тодд Солондз -- в его новом фильме «Жизнь во время войны» снова не обошлось без педофилии, громыхающих скелетов в шкафу и потемок души маленького человека.
Из прочих (весьма многочисленных) фестивальных наград хочется, пожалуй, выделить еще одну: приз за лучший фильм в формате 3D (который чуть ли не каждый месяц становится все более актуальным -- совсем как в старые добрые времена) получила «Дыра» Джона Данте -- фантастический фильм ужасов от преданного наследника творческих принципов своего гуру и наставника Роджера Кормана и создателя таких бессмертных произведений, как «Пиранья», «Вой», «Гремлины» и «Амазонки на Луне».
Глеб МЫШКИН