Время новостей
     N°167, 14 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2009
Молодой инструмент в старом соборе
В Калининграде завершился конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
В этом году таривердиевский конкурс проходил в шестой раз и отмечал круглую дату -- десятилетие со дня рождения. Этот смотр не имеет аналогов в России, а его организатором и идейным вдохновителем стала Вера Таривердиева, жена и наследница любимого россиянами композитора, неожиданно открывшегося в качестве автора сочинений для органа. Причем все они (а их не очень много) играются в течение смотра, и один из финалистов даже получает специальный приз за лучшее исполнение произведений Микаэла Таривердиева.

Конкурс этого года стартовал сразу в трех городах -- Гамбурге, Уорстере (США) и Москве. Заявки к участию подали около 60 человек, и три команды жюри, специально собранные в этих городах, отобрали 20 человек, которые были допущены ко второму туру. Второй и третий туры проходили в Калининграде. И хотя Вера Таривердиева старается следовать порядку, заведенному с самого первого смотра в 1999 году, в нынешний конкурс была внесена значительная поправка. Традиционной площадкой конкурса в Калининграде считалась кирха Святого Семейства (бывший католический храм Кенигсберга, а ныне областная филармония), и выходило, что программу полуфинала и финала участники исполняли на тамошнем органе Rieger-Kloss (это хороший и уважаемый инструмент со стабильным звучанием). С этого конкурса задача финалистов усложнилась тем, что третий тур они должны были пройти в Кафедральном соборе Калининграда (в довоенные годы он был лютеранским, а после реставрации функционирует как музей и концертный зал). Конкурсанты теперь должны играть на органе, который полтора года назад был выстроен Маттиасом Шуке (мастером из знаменитой потсдамской фирмы по изготовлению органов). Кафедральный орган отныне считается самым большим и красивым в России. Играть на этом инструменте -- большая честь, но молодые органы капризны (господин Шуке постоянно наблюдает за своим детищем и по ходу дела что-то меняет и налаживает) и управляться с ними непросто.

Понятно, что такие необычные условия -- играть три тура на разных инструментах -- привлекли к участию только сильных игроков. Понадобилось десять лет для того, чтобы конкурс в России, посвященный столь нетипичному для нас органному искусству, по мощи догнал, а в чем-то и обогнал похожие зарубежные смотры. Однако мировой престиж калининградского конкурса не гарантировал успеха для россиян. Наша школа, хотя и сильная (с центрами в Москве, Петербурге и Казани), не может не уступать древнейшим европейским -- немецкой, английской, итальянской и французской, сложившимся благодаря их религиозной традиции. Единственный способ для наших молодых органистов расширить свой кругозор и выйти в мир -- ехать доучиваться в Германию или Францию, хотя бы ради того, что там можно получить более богатую практику на разных инструментах -- органы есть во всех церквах. Как показал конкурс 2009 года, наши органисты уже это поняли и из Германии привезли в Калининград «учености плоды». И не зря привезли -- конкурентов из Германии и Франции обошла 22-летняя москвичка Дарья Бурлак.

Всего в финал шестого конкурса вышли три россиянки, украинец, немец и француз. Пока не выступила Бурлак, лидировал Тарас Багинец с Украины (сейчас он работает в Екатеринбургской филармонии). Багинец уже получал призы в Калининграде, однако в этом году подготовился особенно тщательно, рассчитывая на первую премию (участвовать в конкурсе может любой органист не старше 35 лет). Именно ему отдавал свои предпочтения член жюри из Германии Кристоф Шонер -- влиятельнейший гамбургский органист. Являясь музыкальным руководителем головной кирхи Святого Михаила в Гамбурге (той самой знаменитой церкви, что является символом ганзейского города и в которой работали такие знаменитости, как Г.Ф. Телеманн, Ф.И. Бах и Й. Брамс), по сути, Шонер отвечает за всю концертную жизнь Гамбурга, так как его церковь является важнейшей музыкальной площадкой города наряду с гамбургской Мюзикхалле.

Игра органиста с Украины тянула на победу, если бы не другие более тонкие интерпретаторы. Жан-Батист Дюпон, концертирующий органист из Тулузы (на юге Франции очень сильная школа), очаровал слушателей незатертыми трактовками известных сочинений классиков органной музыки. Все поняли, что Дюпон легко импровизирует на любые темы. Он с блеском доказал это на концерте лауреатов, когда на глазах у публики перекинул на орган мелодии Микаэла Таривердиева из советских кинофильмов, которые Вера задала ему со своего мобильного телефона. Самый интересный Бах получился у Морица Шотта. Но когда с изысканнейшей французской программой вышла Бурлак, карты ее коллег были биты.

В итоге Бурлак получила первую премию конкурса, премию «Надежда России» от Георгия Бооса (по 5 тыс. долл. каждая) и массу специальных призов, предполагающих сольные концерты и даже туры с игрой на знаменитых органах мира. Вторую премию поделили Дюпон и Шотт. Еще одна российская участница, Татьяна Лукьянова, взяла третью премию, и ее же сочли лучшей исполнительницей произведений Таривердиева. А фаворит второго тура Багинец уехал домой с дипломом, хотя и ему достались спецпремии с концертами.

Традиционно на конкурсе в Калининграде можно было послушать не только органную музыку. Официальное открытие второго тура в филармонии сопровождалось концертом, на котором игрались произведения Таривердиева и исполнялись его песенные циклы. Особенно приятно было услышать фортепианное трио Opus post -- абсолютный раритет. Алексей Гориболь, Александр Тростянский и Борис Андрианов специально приехали в Калининград, чтобы участники конкурса и жюри смогли познакомиться с архивным шедевром знаменитого советского композитора. Самое сильное впечатление оставила игра Андрианова. Скорее всего это было связано с тем, что партия виолончели богаче и тщательнее прописана автором, чем фортепианная или скрипичная, или просто Андрианов был в ударе. Ну а на финальном концерте звучал исключительно король инструментов -- орган.

Екатерина БЕЛЯЕВА, Калининград--Москва