|
|
N°167, 14 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллион долларов за три дня
Конгрессмены США решают, надо ли извиняться перед президентом
Палата представителей конгресса США собирается начать эту рабочую неделю с нестандартного вопроса. Законодатели хотят заставить одного из своих коллег, конгрессмена-республиканца из Южной Каролины Джо Уилсона, принести публичные извинения за «неподобающее» поведение в среду, 9 сентября. В тот день на Капитолии выступал президент Барак Обама. Он представлял свою позицию по реформе здравоохранения, вызвавшей в стране жаркие дебаты -- как раз в минувшие выходные в Вашингтоне прошли новые протесты против предлагаемых изменений. Некоторые граждане опасаются, что расширение государственной поддержки медицины произойдет за счет увеличения налогов.
Когда президент во время выступления произнес обещание, что нелегальные иммигранты в любом случае не смогут воспользоваться государственной медицинской страховкой, 62-летний конгрессмен Джо Уилсон громко крикнул: «Вы лжете!» «Нет, это не ложь», -- спокойно парировал 48-летний Обама и продолжил выступление.
Возможно, перед глазами законодателя в этот момент стоял пример его бывшего босса, ныне покойного легендарного сенатора Строма Термонда. Тот не стеснялся в выражениях и не останавливался даже перед тем, чтобы пустить в ход кулаки. Возможно, г-н Уилсон так понимает искренность в политике. Как бы то ни было, уже по первой реакции в зале он понял, что сделал что-то не то. Во всяком случае, после президентской речи он подошел к руководителю аппарата сотрудников Белого Дома Раму Эммануэлю и извинился. Потом сделал покаянный звонок на коммутатор Белого Дома. И счел тему закрытой. Тем более что на следующий день сам Барак Обама заявил, что извинения приняты.
Но многие коллеги законодателя считают иначе и рассматривают поведение конгрессмена-первогодка (это первый его опыт работы в конгрессе) как «позорящее» институт президентства и сам конгресс. Никто не может припомнить ничего подобного в длинной истории появления президентов на Капитолии. Их могли не любить или даже ненавидеть политические противники, но никто не пытался посягнуть на святость верховной власти и так вульгарно принизить торжественность момента.
Сначала соратники Уилсона по Республиканской партии попытались убедить его публично извиниться, но не преуспели в этом. Он сказал, что уже принес извинения и считает их достаточными. Демократы, у которых большинство в конгрессе, поначалу склонялись к тому, чтобы пренебречь скандальным эпизодом. Спикер Нэнси Пелоси заявила: «Сейчас время заниматься реформой (здравоохранения. -- Ред.), а не господином Уилсоном».
Но затем, по мере расхождения волн в средствах массовой информации, настроение в правящей партии поменялось. «Я хотел бы, чтобы мистер Уилсон поднялся на трибуну и извинился перед палатой. Он поставил ее в очень скверное положение», -- заявил лидер демократического большинства в палате представителей Стэни Хойер.
Сам Джо Уилсон, похоже, оказался в смущении от содеянного и не знает, как ему отзовется его слово. С одной стороны, имя безвестного прежде конгрессмена прогремело на всю страну. Правые республиканцы уже поднимают его на щит как героя. Только за первые три дня после инцидента избирательный фонд Уилсона пополнился на 700 тыс. долларов.
С другой стороны, конгрессмен рискует стать изгоем в глазах коллег, общественности и своих избирателей. Его главным противником на выборах в палату представителей 2008 года был бывший морской пехотинец демократ Роб Миллер. Он совсем немного уступил Уилсону. А сейчас за эти же три дня, ничего не предпринимая, он пополнил свой избирательный бюджет больше чем на миллион, хотя год назад едва собрал 390 тыс. долларов.
Поражать столицу экстравагантными выходками в традициях политиков из Южной Каролины. Например, колоритный Стром Термонд, прослуживший в сенате почти до 100 лет, был на заре своей карьеры в 1960-х годах известен как яростный противник отмены сегрегации и принятия закона о равных гражданских правах, что не помешало ему обзавестись чернокожими внебрачными детьми. В 1970-х годах далекий предшественник Уилсона конгрессмен Джон Дженретт и его жена Рита, празднуя переезд в столицу, предались любви прямо на ступенях Капитолия и были задержаны полицией. Нынешний губернатор Южной Каролины Марк Сэнфорд отказывается уступить требованиям и уйти в отставку из-за того, что летом пропал на несколько дней, как выяснилось позже, тайно посещая любовницу в Аргентине. Совсем недавно сенатор-республиканец Джим Деминт пообещал своим избирателям, что президента Обаму ожидает «Ватерлоо» в его походе с целью реформы системы здравоохранения.
Вероятно, конгрессмен Уилсон спонтанно решил помочь осуществиться предсказанию старшего, так сказать, товарища. Вот только по неопытности выбрал не совсем подходящие время и место.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон