|
|
N°166, 11 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дьявол в автодеталях
Magna и Сбербанк получат контрольный пакет Opel
Канцлер ФРГ Ангела Меркель за две недели до всеобщих выборов получила на руки серьезный козырь, а консорциум Magna--Сбербанк -- шанс на победу в борьбе за контрольный пакет акций консорциума Opel. Достижение г-жи Меркель выглядит пока более убедительным, поскольку продавец, американский концерн General Motors, еще может омрачить сделку с канадско-российским консорциумом специальными условиями. Согласование деталей сделки может продлиться по меньшей мере до ноября. Глава Сбербанка Герман Греф уже признал, что структура сделки «беспрецедентно сложна».
Вчера, сразу после заседания совета управляющих General Motors в Детройте, представители американского концерна прибыли в Берлин. Еще до переговоров в ведомстве федерального канцлера мировые информагентства сообщили, что американцы сделали выбор в пользу альянса канадско-австрийского производителя автокомпонентов Magna и российского Сбербанка. И хотя GM до самого последнего момента оставался противником такого исхода событий, было ясно, что чаша весов все-таки склонилась под политическим весом мнения руководства Германии. После переговоров это стало фактом: представители GM объявили о своем решении сами. К прессе вышла и Ангела Меркель, все эти беспокойные месяцы бескомпромиссно поддерживавшая кандидатуру Magna--Сбербанк.
«Я чрезвычайно рада этому решению», -- заявила г-жа Меркель в своем шестиминутном монологе после завершения встречи с главным переговорщиком GM -- вице-президентом концерна Джоном Смитом. Чрезвычайная радость канцлера, несомненно, объясняется, в частности, текущим политическим моментом в Германии. Очередные выборы в бундестаг, которые пройдут 27 сентября, ответят на вопрос о том, кому -- христианскому демократу Ангеле Меркель или ее сопернику социал-демократу Франку Вальтеру Штайнмайеру -- предстоит занять кресло федерального канцлера на ближайшие четыре года. Теперь неопределенность вокруг перспективы 25-тысячного коллектива работников Opel не будет с такой силой оказывать давление на избирательную кампанию, снижая шансы нынешнего канцлера на сохранение за собой высшего правительственного поста. «Слава богу, теперь налицо решение GM, которое не отягощает избирательную кампанию христианских демократов, -- удовлетворенно отметил влиятельный источник «Времени новостей» в бундестаге. -- Иное дело, смогут ли Magna и Сбербанк выполнить условия, которыми General Motors сопроводил свое нынешнее решение. Но ведь это в любом случае станет известно уже после парламентских выборов в Германии».
General Motors, как заявили его представители, намерен продать 55% своих акций концерна Opel консорциуму Magna--Сбербанк. 10% акций перейдет трудовому коллективу Opel. Еще 35% акций GM сохранит за собой.
Ангела Меркель вчера особо подчеркнула, что финансирование сделки по продаже Opel будет поддержано государственными гарантиями со стороны федерального правительства Германии. «Однако в этом деле существует еще ряд открытых ключевых вопросов, -- сказала она. -- Их будет необходимо решить в течение последующих недель, с тем, чтобы добиться единого подхода и подготовить договор, который был бы готов к подписанию».
Как стало вчера известно, на решающем заседании в Детройте совет управляющих GM подробно рассматривал четыре сценария будущего Opel -- сохранение его в составе материнской компании, продажу Magna или бельгийскому финансовому инвестору RHJ International, либо банкротство. На берлинской пресс-конференции журналисты неоднократно допускали мысль о том, что после многомесячной игры в кошки-мышки вокруг Opel нынешние решения американцев о продаже автоконцерна тоже могут оказаться своего рода «финтом». Канцлер Меркель ответила: «В это я не верю. Думаю, что мы имеем дело с вещами, с которыми мы в состоянии совладать и относительно которых можно будет договориться». Во всяком случае, продолжала германский канцлер, результат оказался «в русле того, что желали федеральное правительство Германии и работники концерна Opel». Она отметила, что терпение и целеустремленность федерального правительства по отстаиванию кандидатуры консорциума Mаgna--Сбербанк принесли свои плоды.
Тем не менее этот путь был не из легких. «Условия финансирования, предложенные Берлином, теперь приняты General Motors, -- подчеркнула канцлер Меркель. -- Теперь открыт путь для переговоров с попечительским советом, который в настоящее время управляет Opel». Но и это не стало препятствием. Спустя буквально считанные часы после этого заявления германского канцлера собравшийся на экстренное совещание попечительский совет вынес решение, дающее добро на продажу Opel консорциуму.
Правительство Германии обещало поддержать альянс Magna--Сбербанк кредитными гарантиями в размере 4,5 млрд евро. За продажу контрольного пакета консорциуму бескомпромиссно борется также и коллектив Opel. Глава совета предприятия Клаус Франц вчера вновь заявил протест против перспективы сохранения Opel в составе General Motors. Еще до обнародования решения GM г-н Франц в утреннем эфире телеканала ZDF сказал: «Для нас под началом General Motors перспективы не существует -- это мы должны заявить со всей определенностью. Если руководствоваться принципами разума, то вопрос должен разрешиться в пользу Magna». В противном же случае, серьезно предупредил шеф трудового коллектива, «при любом решении против Magna мы организуем соответствующие акции протеста».
Однако в Детройте по-прежнему не склонны допускать, что new Opel станет полностью самостоятельным предприятием. В выпущенном вчера вдогонку заявлениям Джона Смита пресс-релизе отмечается, что и после продажи новому владельцу Opel будет «широко интегрирован в процессы» американской компании. «General Motors будет в дальнейшем тесно сотрудничать с Opel и британской дочерней компанией Vauxhall», -- говорится в документе. Тем самым Opel должен «и в дальнейшем оставаться интегрированным в глобальную общность GM по развитию продуктов». Это позволит, как значится далее, всем заинтересованным сторонам получать выгоду от обмена технологиями и производственными мощностями.
По мнению экспертов рынка, судьбу Opel определило то, что руководство ФРГ убедило GM в том, что в случае отказа от продажи немецкой «дочки» американцы потеряли бы гораздо больше, чем приобрели. Так, GM пришлось бы закрыть заводы в Европе, если бы он принял бы решение не продавать европейские подразделения. Американскому автоконцерну также пришлось бы вернуть правительству ФРГ кредит в размере 1,5 млрд евро, полученный в качестве помощи Opel в ожидании продажи, и забыть о финансовых гарантиях в случае закрытия заводов.
При этом Джон Смит раскрыл вчера планы покупателей: по его словам, Magna и Сбербанк готовят «постепенное закрытие завода в Антверпене», на котором заняты порядка 2,6 тыс. человек.
В выпущенном вчера вечером совместном заявлении участников консорциума говорится, что Magna и Сбербанк будут владеть приобретенным пакетом акций в равных долях (то есть по 27,5% акций Opel) и готовы осуществить инвестиции в капитал Opel в размере 500 млн евро. Но самое главное, что американцев устроили данные им гарантии в вопросе защиты интеллектуальной собственности. «Если сделка будет успешно завершена, Magna обеспечит жесткое разграничение между бизнес-блоком автозапчастей Magna и деятельностью Opel для того, чтобы обеспечить конфиденциальность интеллектуальной собственности», -- приводятся в заявлении покупателей слова председателя совета директоров Magna Франка Стронаха.
«Данное решение далось очень непросто -- и компании General Motors, и нам. Это были очень непростые переговоры, сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях -- это документ свыше тысячи страниц. И говорить о том, что принято окончательное решение, рано, это пока очень важный, промежуточный этап сделки», -- цитирует пресс-служба Сбербанка слова Германа Грефа.
Но сложна не только структура сделки -- пока остается туманной и выгода от приобретения для российской стороны. «Теоретически сделка интересная, но ее не стоит воспринимать как «русские покупают Opel», ведь ключевым акционером будет компания Magna, которая в первую очередь и будет определять стратегию своего нового актива, -- считает аналитик «Тройки Диалога» Михаил Ганелин. Одной из таких возможных стратегий может стать упор на увеличение продаж в развивающихся странах, в том числе в России, что для нашего рынка, конечно, хорошо, отмечает эксперт. Это увеличит загрузку мощностей для ГАЗа, поможет понять работу крупной автокомпании и применить ее опыт.
Впрочем, как сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на свой немецкий источник, для закрытия сделки GM намерен поставить покупателю ряд условий, одним из которых будет ограничение передачи технологий (конструкторских разработок, ноу-хау и бренда) в Россию. Если российско-канадский консорциум поставит под этим свою подпись, перспективы и смысл сделки становятся призрачными. Ведь именно это условие было практически единственным камнем преткновения на переговорах сторон. Magna и Сбербанк хотели получить возможность использовать интеллектуальную собственность по своему усмотрению, в том числе и в России. На ГАЗе, который является технологическим партнером альянса Magna--Сбербанк, предполагалось начать выпуск современных автомобилей с использованием технологий Opel. ГАЗ недавно даже заявлял, что в течение девяти месяцев может обеспечить организацию производства Opel на мощностях нового технологического комплекса в Нижнем Новгороде, если консорциум Magna и Сбербанка примет решение о выпуске автомобилей в России.
Примечательно, что технологического сотрудничества хотят и в Германии. «Сотрудничество Opel с российской автомобильной индустрией смогло бы дать важный толчок к модернизации и одновременно открыть перспективный растущий рынок для немецкой индустрии смежных поставок для автопрома, -- подчеркнул вчера в Берлине глава Восточного комитета германской экономики Клаус Мангольд. -- И, напротив, успешное деловое участие российской стороны в делах Opel смогло бы придать мужества другим российским инвесторам вкладывать капитал в германскую экономику». Но и г-н Мангольд признает: «Конкретные последствия соглашения по Opel для российского и немецкого автомобильного рынка предвидеть невозможно. Для этого необходимо дождаться согласования всех деталей готовящегося договора между Magna и GM».
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Ирина ЦЫРУЛЕВА