В чеченской столице вчера демонтировали памятник президенту Ахмату Кадырову, избранному на этот пост в 2003-м и
убитому в результате теракта 9 мая 2004 года. Ахмат Кадыров, бывший муфтий сепаратистской Ичкерии, выступил против набиравших влияние и силу исламских фундаменталистов и в 1999 году перешел на сторону федеральной армии. Уже в 2000 году он официально перестал быть духовным лицом и возглавил только что созданную гражданскую администрацию Чечни, лояльную России. Поначалу обвиненный соотечественниками в коллаборационизме, он скоро заслужил признательность чеченского народа за усилия по прекращению войны и ограничению всевластия российских военных и федеральных спецслужб. Хотя первым президентом Чечни был Джохар Дудаев, а Ахмат Кадыров оказался избран на свой пост, когда еще был жив избранный в 1997 году, но ушедший в подполье Аслан Масхадов, именно Ахмата Кадырова стало принято именовать первым чеченским президентом. Он действительно стал первым главой Чечни, избранным по конституции, содержавшей положение о вхождении республики в состав России.
Бронзовый памятник Ахмату Кадырову в папахе, костюме и с четками в руках был изготовлен по эскизу главного российского скульптора Зураба Церетели и стал одной из первых примет того, что город Грозный встает из руин: раз появляются новые памятники, значит, жизнь налаживается. За несколько лет к нему привыкли, он стал характерной черточкой нового грозненского центра, как когда-то памятник трем революционерам, чеченцу, ингушу и русскому, что до сих пор украшает торец проспекта Путина (бывшего Победы).
Вчера бронзового Ахмата Кадырова сняли с постамента в присутствии его сына, нынешнего президента Чечни Рамзана Кадырова. Г-н Кадыров извинился перед Зурабом Церетели, имя которого, по его словам, навсегда останется в благодарных чеченских сердцах. И сообщил, что на этом месте теперь будет построен «величественный мемориал» всем погибшим в борьбе с террористами, которые пытались вырвать Чеченскую Республику из состава России. По словам чеченского президента, на новый памятник в виде специально высеченной в Карелии 70-тонной скалы будут нанесены тысячи имен милиционеров, чиновников, священнослужителей и обычных граждан. В том числе и имена соратников Ахмата Кадырова.
Само решение о создании памятника жертвам войны вполне оправданно и похвально, но причина неожиданного решения о замене статуи Ахмата Кадырова на «величественный мемориал» остается не до конца ясной. Сам Рамзан Кадыров и его родной дядя, председатель совета алимов (богословов) Чечни Хож-Ахмед Кадыров, объяснили, что Ахмат-хаджи, оказывается, завещал не ставить ему памятников из камня и металла. «Решение о демонтаже принято нами совершенно осознанно, в этом нет никакой подоплеки, -- сказал Рамзан Кадыров. -- Мы просто исполнили обязанность, которую возлагает на нас ислам. Я считаю, что исполнил завещание отца».
Ислам действительно не поощряет скульптурное изображение людей, однако странно, что семья Кадыровых, несомненно, имеющая весьма глубокие познания в области религии, только сейчас обратила на это внимание. Так или иначе, действующий президент выигрывает от демонтажа памятника отцу. Рамзан Кадыров не только нашел еще один повод проявить свое уважение к религии, но и выразил отношение к культу своей семьи, в насаждении которого его обвиняют оппоненты.
Впрочем, многочисленные портреты самого Рамзана, его отца и двух первых лиц Российской Федерации пока продолжают украшать собой грозненские улицы. А в конце сентября президенту Чечни предстоит иметь дело уже не с памятником, а с правозащитным центром «Мемориал»: Тверской суд Москвы назначил вчера на 25 сентября рассмотрение по существу иска г-на Кадырова к председателю правозащитного центра «Мемориал» Олегу Орлову, публично заявившему, что считает президента Чечни причастным к убийству в июле этого года чеченской общественной активистки Натальи Эстемировой. Президент Чечни, кстати, несколько раз менял свою точку зрения на деятельность правозащитницы. Сначала вслед за президентом Медведевым выразил самые теплые соболезнования ее семье, потом заявил корреспонденту радио «Свобода», что у погибшей не было ни совести, ни души, после чего на официальном сайте правительства Чечни снова появились слова соболезнования. Сейчас адвокаты чеченского президента уверены, что добьются решения в свою пользу, несмотря на то что прокуратура уже отказала в возбуждении против г-на Орлова уголовного дела по факту клеветы.