Время новостей
     N°166, 11 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2009
Деньги или принципы
Россия и Грузия обменялись дипломатическими победами
Российско-грузинские баталии вокруг Абхазии и Южной Осетии вышли на новый виток -- в течение суток Москва и Тбилиси обменялись ударами на самом высоком международном уровне. Сперва грузинской делегации удалось убедить Генеральную Ассамблею ООН принять резолюцию о положении беженцев из обеих мятежных республик. В документе эти земли определены как часть территории Грузии. Однако не успел Михаил Саакашвили объявить о «большом успехе» своей страны и «дипломатическом поражении России», как торжествовала уже российская дипломатия. Президент Венесуэлы Уго Чавес во время визита в Москву сделал заявление о признании его страной независимости Абхазии и Южной Осетии. Пока независимость двух кавказских республик, помимо России и Венесуэлы, признает лишь Никарагуа.

«Для Грузии заявление Уго Чавеса не может не быть неожиданностью, -- сказал «Времени новостей» тбилисский политолог Рамаз Сакварелидзе. -- В последнее время президент Венесуэлы говорил о новом климате в международных отношениях, о необходимости оздоровления связей с США. Вряд ли Грузия и ее западные партнеры ожидали такой реверанс по отношению к Москве со стороны Чавеса. Нельзя не учитывать авторитет Венесуэлы в ее регионе, поэтому нельзя и исключать новых признаний». Несколько дней назад Абхазия направила в Латинскую Америку, в том числе в Венесуэлу, специальную делегацию с задачей добиться признания своей независимости.

«Все зависит от того, кто как воспринимает методы российской внешней политики, -- заявил «Времени новостей» первый заместитель председателя парламента Грузии Михаил Мачавариани. -- А это методы шантажа или подкупа. Сколько Москва уламывала на признание Абхазии и Южной Осетии Белоруссию, но президент Александр Лукашенко не сдался. Уго Чавеса Россия фактически купила военными поставками. Этот одиозный лидер пошел на торг. Таким образом, сработали российские деньги».

Михаилу Мачавариани вчера заочно ответил первый замглавы комитета по международным делам российской Госдумы Леонид Слуцкий. Он подчеркнул, что заявление Чавеса «не какое-то точечное или коммерческое решение», а «планомерная тенденция, которая медленно, но верно дальше прокатится по всей политической карте мира».

Тбилиси не может ответить Каракасу обычным для подобных ситуаций разрывом двусторонних дипотношений, как это было в случае с Россией и Никарагуа, -- таких отношений между Грузией и Венесуэлой попросту нет. Однако, как рассказал «Времени новостей» замминистра иностранных дел Грузии Александр Налбандов, «протест будет засвидетельствован» либо через международные организации, либо через какую-нибудь третью страну. Дипломат выразил уверенность в том, что остальное международное сообщество «будет следовать неизменной политике непризнания».

Пока же в Грузии предпочитают говорить не о международном признании обеих республик, которые Тбилиси называет «временно оккупированными территориями», а о резолюции Генассамблеи, принятой в ночь на четверг по московскому времени под названием «О положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия, и Цхинвальского района Южной Осетии, Грузия». За нее проголосовали 48 государств, 19 высказались против и 78 воздержались.

Президент Михаил Саакашвили прокомментировал принятый документ эмоционально и резко: «Россия пытается сохранить то, что проглотила. Ни Грузия, ни здравомыслящие демократические международные силы не смирятся с тем, что произошло в XXI веке, -- агрессией, попыткой оккупации и этнической чисткой. Россия потерпела дипломатический крах». Грузинский лидер подчеркнул, что Россия не сможет «найти в Грузию опору», и исключил возможность диалога с ней в нынешних условиях.

Представитель пропрезидентского большинства в парламенте Грузии Георгий Габашвили конкретизировал, что в сложившейся ситуации должна сделать Москва, чтобы Тбилиси вступил с ней в какие-либо переговоры: «Вывести войска из Абхазии и Южной Осетии, отозвать признание Абхазии и Южной Осетии, допустить туда международных наблюдателей и вернуть беженцев». В МИД Грузии «Времени новостей» заявили, что резолюция Генассамблеи -- «самое значительное достижение» грузинской дипломатии за последний год.

Проправительственные телеканалы Грузии уже предвещают начало процесса международной изоляции России, который, по их мнению, должен получить развитие на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), открывающейся 28 сентября в Страсбурге. На ней планируется рассмотреть выполнение Россией и Грузией рекомендаций ПАСЕ. «Линия фронта с Россией проходит сейчас в области международного права», -- отметил глава МИД Грузии Григорий Вашадзе.

В Москве на резолюцию отреагировали спокойнее. Постпред России при ООН Виталий Чуркин назвал принятый Генассамблеей документ «политически мотивированным» и подчеркнул, что «одобрение подобного проекта резолюции способно лишь отвлечь от реальной, практической работы в регионе и никак не будет содействовать укреплению доверия между грузинской, абхазской и югоосетинской сторонами, что является непременным условием решения в том числе и проблем беженцев и внутренне перемещенных лиц».

Причина российской сдержанности заключается в специфике самих резолюций Генассамблеи. Они не имеют обязательной международно-правовой силы и принимаются при минимальных требованиях к числу голосов: учитывается только соотношение голосов, поданных «за» и «против». Это позволяет «проводить» через Генассамблею документы, пользующиеся поддержкой всего нескольких десятков из 192 стран -- членов ООН. Главное -- чтобы число проголосовавших в поддержку документа перевесило число его убежденных противников.

«Аналогичная процедура была задействована в октябре 2008 года, когда Генассамблея ООН поддержала внесенный Сербией проект резолюции по проблеме статуса Косово», -- напомнила «Времени новостей» руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова. Тогда в поддержку сербского запроса о передаче вопроса о легитимности самопровозглашенной независимости Косово в Международный суд ООН проголосовали 77 государств, против высказались лишь США, Албания и четыре островных тихоокеанских государств. Остальные страны, в том числе большинство членов Европейского союза, либо воздержались, либо не участвовали в голосовании. «Подобный расклад связан с отсутствием обязательной силы у резолюций Генассамблеи ООН, -- свидетельствует г-жа Гуськова. -- Даже решение Международного суда ООН по Косово будет носить рекомендательный характер. Обязательную силу по всем ключевым международным проблемам, в том числе на Балканах и Кавказе, имеют резолюции Совбеза ООН. Генассамблея даже не может по своей инициативе принять какое-либо государство в ряды ООН. Для этого необходимо, чтобы соответствующий запрос прежде был поддержан Совбезом».

Кроме того, признание тех или иных государств -- материя гибкая и динамичная, что подтверждается историей. «После того как Берлинский конгресс в 1878 году отказался признать независимость Болгарии и разделил ее на две области, Россия практически в одиночку поддерживала болгарский суверенитет. Ее представители оказывали содействие местным государственным органам и армии и даже принимали участие в подготовке конституции. Другие великие державы отказывали в признании, опасаясь, что Болгария станет вассалом России. Ситуация стала меняться после того, как российские представители покинули страну», -- напоминает эксперт «Времени новостей». Это произошло после государственного переворота и вступления на болгарский престол в 1887 году прогерманского князя Фердинанда I. Спустя еще два десятилетия -- в 1908 году -- единая и независимая Болгария получила полноценное международное признание.

Так что одна лишь резолюция Генассамблеи ООН вряд ли сможет повлиять на процесс возвращения беженцев в Абхазию и Южную Осетию. В грузинском министерстве по делам беженцев и расселению «Времени новостей» сообщили, что после грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов в начале 1990-х годов в стране насчитывалось 225 тыс. беженцев. Эта цифра выросла на 26 тыс. после прошлогодней войны. Изгнанники получают от государства ежемесячно от 22 до 28 лари (примерно 13--16 долл.) и имеют ряд льгот по оплате коммунальных услуг.

Бывший постпред Грузии при ООН Реваз Адамия признал, что «нет механизма принуждения России к выполнению данной резолюции. Но Россия должна учитывать такие документы, иначе ей грозит изоляция». По его словам, теперь Грузия должна ставить в ООН вопрос об «оккупированных территориях». Судя по всему, это сделает в своем выступлении в конце сентября на очередной сессии Генассамблеи ООН Михаил Саакашвили.

Что касается грузинской оппозиции, ее лидеры все чаще говорят о необходимости конструктивного подхода в общении с Россией. «Для сохранения перспективы восстановления территориальной целостности Грузии отношения с Россией необходимы, -- заявил в четверг в интервью еженедельнику «Все новости» экс-премьер, лидер оппозиционного движения «Для справедливой Грузии» Зураб Ногаидели. -- Шанса вернуть территории без диалога с Россией у Грузии нет».

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Петр ИСКЕНДЕРОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией