|
|
N°98, 04 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Леонид Грач: Я в душе государственник
Пожалуй, ни одна из украинских политических фигур не привлекает такого внимания в России, как Леонид Грач. Когда весной спикера Верховного совета Крыма не допустили до выборов в парламент автономии, в Москве это вызвало настоящую бурю. Тем не менее добиться своего в Крыму ему не удалось, и теперь Грач -- депутат Верховной рады по списку КПУ. Уход из автономии, где Грач проводил пророссийскую политику, грозит ему политическим забытьем -- в общеукраинских рамках он малоизвестен, -- если, конечно, не потеснит нынешнего лидера коммунистов Петра Симоненко. Сам Грач называет это «враньем» и досужими «вымыслами», но в политических кулуарах такой вариант не исключают. С Леонидом ГРАЧОМ встретилась киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана СТЕПАНЕНКО.
-- После вытеснения из Крыма о вас говорят как об отыгранной политической карте...
-- Политические прогнозы, как и синоптические, вещь неблагодарная. Считаю себя самодостаточной политической фигурой с определенным весом и в партии, и за ее пределами.
-- Вы имеете в виду поддержку российских политиков, многие из которых ваши друзья?
-- Я не на ровном месте появился в политике. Пока дослужился до первого секретаря Крымского облсовета -- головокружительная карьера для тех лет, -- познакомился со многими известными людьми. Десятки друзей, настоящих, проверенных, с удовольствием откроют для меня двери своего дома, помогут.
-- Если что, постучитесь к Черномырдину?
-- Друзьями не кичатся с точки зрения рекламы. Но надеюсь, что могу считать его одним из своих друзей.
-- А какие у вас отношения с Примаковым или, скажем, с Волошиным?
-- С Евгением Максимовичем мы очень давно знакомы. С Александром Стальевичем, несмотря на разность политических взглядов, нас связывают добрые человеческие отношения.
-- Как же Крым проживет без Грача? Отряд не заметит потери бойца?
-- Четыре года я сдерживал бюрократию, бандитизм, изгнал из Крыма преступный мир. Теперь автономию возглавили изголодавшиеся, поиздержавшиеся кланы с криминальным и националистическим оттенком. Говоря о кланах, я имею в виду не кого-то конкретно, Куницына например (нынешний премьер автономии. -- Ред.), а раздел сфер влияния в Верховном совете и правительстве. Дележ портфелей из Верховного совета переместился в правительство, сведя на нет потенциал Крыма. Тот факт, что представителям русской общины не предложены министерские портфели, посты в парламентских комиссиях, свидетельствует: кланы сказали России «нет». Завтра эти процессы перекинутся на распределение собственности, особенно в курортном бизнесе. Политический вектор автономии переориентируют в турецком направлении.
-- Украинские СМИ писали, что к вашей отставке причастен Кучма. Согласны ли вы с такой трактовкой событий?
-- Не имею оснований персонифицировать. В угоду Западу и украинским олигархам, которые не приветствовали мою пророссийскую позицию, -- я хлебом-солью встречал российский капитал, -- против меня была использована вся мощь государственной машины. В парламенте автономии у нас 18 депутатов, еще 12 -- из-за произвола судов и избиркома Крыма незаконно лишены мандатов.
-- Как вы видите свое политическое будущее? Вторым номером в компартии, в тени Симоненко?
-- Я не приезжал в Киев его затмевать, лидерство в партии меня не прельщает. Надеюсь, после моего прихода -- свежего человека с передовой борьбы -- потенциал партии усилится. Планирую создать патриотическое движение в защиту русского православия и языка (эту проблему на Украине не понимают и, что хуже, не воспринимают).
-- Возвращаясь к теме трений в партии, -- не задела ли вас поправка Симоненко, который одернул Грача, заявив, что тот может выдвигаться в президенты только после солидарного решения КПУ на сей счет?
-- Почему как член КПУ я не могу поставить в известность партию? Придет время, и партия решит -- не стандартно, не наездом: вот один кандидат и все -- пусть рассуждают, выбирают. От прежнего намерения я не отказываюсь.
-- Были у вас встречи в Кучмой? (Говорят, что администрация рассматривает Грача как замену Симоненко на президентских выборах 2004 года для разыгрывания сценария «красной угрозы». -- Ред.).
-- Я же не обидчивый мальчик, политика есть политика. Буквально на днях пришли к взаимопониманию по ряду вопросов. Я сам в душе -- государственник, готов служить государству, но прислуживать никому не буду. Вот не могу и все!
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев