Время новостей
     N°97, 03 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.06.2002
ЮКОС увлекся
Нефтяная компания готова освоить рынки США, Европы и Азии
Один из самых высоких в отрасли темп роста добычи нефти заставляет нефтяную компанию ЮКОС активно строить планы по развитию новых маршрутов экспорта «черного золота». Для этого у ЮКОСа кроме нефти теперь есть и деньги. Как показал опубликованный только что финансовый отчет компании в стандартах GAAP, ЮКОС накопил на своих счетах около 3,5 млрд долларов.

«У Юрия Бейлина (руководитель нефтегазодобывающего дивизиона компании. -- Ред.) настолько большие аппетиты по росту добычи, что нам постоянно приходится искать новые рынки сбыта», -- пошутил в пятницу на пресс-конференции Михаил Брудно, отвечающий в ЮКОСе за международные проекты. ЮКОС одновременно пытается найти новые рынки и в США, и в Европе, и на Дальнем Востоке.

Главным сюрпризом ЮКОСа на прошлой неделе стало известие о первой пробной поставке российской нефти в США. «Мы разработали схему, которая позволяет экспортировать нефть в США при любых ценах», -- говорит г-н Брудно. По его словам, ЮКОС собирается проанализировать опыт первой поставки, чтобы принять окончательное решение о целесообразности новой схемы. «Нельзя сказать, что другие поставщики очень ждут нас на американском рынке, но мы готовы конкурировать», -- заявил Михаил Брудно.

До сих пор российская нефть попадала в США случайно и только в тех случаях, когда цена превышала отметку в 25 долл. за баррель. Стабильным поставкам мешало отсутствие глубоководных портов, способных отгружать нефть из России крупными танкерами по 250--300 тыс. т. ЮКОС нашел такой глубоководный порт -- греческий Александруполис. Сюда в течение июня по очереди прибудут мелкие партии нефти ЮКОСа из портов Новороссийск, Кавказ и Феодосия, что позволит к середине июня наполнить большой танкер и отправить его в США.

«Подобная схема была невозможна раньше, -- говорит аналитик Дмитрий Мосиенко из Petroleum Argus. -- Нельзя было получить у государства такой график отгрузки нефти из Новороссийска, чтобы танкеры отходили с нужной периодичностью. ЮКОС же сумел наладить поставки через другие порты и, располагая значительными свободными объемами нефти, составил свой собственный график».

Впрочем, эта схема многими воспринимается как временная. Основной расчет ЮКОС делает на запуск нефтепровода «Дружба--Адрия», который позволит отгружать российскую нефть в США из глубоководного хорватского порта Омишаль. Пока реализации этого проекта препятствует позиция Венгрии, по территории которой проходит часть нефтепровода. Венгерская нефтехимическая компания MOL опасается, что Россия сократит поставки нефти в страну, предпочтя отправлять ее транзитом в Омишаль.

«Делегация MOL в начале июня прибудет в Москву для финального, я надеюсь, раунда переговоров, -- сообщил журналистам г-н Брудно. -- MOL может получить гарантии поставок, если подпишет соответствующий контракт». По всей вероятности, MOL и российские компании ведут переговоры об условиях контракта, до завершения которых проект будет оставаться заблокированным. «Венгры пользуются тем, что нам необходим доступ к Омишалю, и пытаются выторговать себе максимальную выгоду», -- говорит представитель координатора проекта, компании «Транснефть».

ЮКОС заинтересован в запуске нового нефтепровода не только как поставщик нефти, но и как совладелец словацкой трубопроводной компании Transpetrol, доходы которой должны увеличиться с началом работы «Дружбы--Адрии». «Кроме выхода к Омишалю мы рассматриваем и другие совместные проекты с Transpetrol, позволяющие расширить рыки сбыта российской нефти в Европе», -- говорит г-н Брудно. Он, в частности, называет перспективными проекты строительства нефтепровода Братислава--Вена, а также соединение словацкого и чешского отрезков «Дружбы» с заводами в Южной Германии. Однако эти проекты пока выглядят малореальными. Австрийская OMV, владеющая нефтеперерабатывающим заводом в Вене, считает проект ЮКОСа «неэффективным и маловероятным». «Мы его просчитывали еще 20 лет назад, и пока нет признаков того, что в этом проекте появилась экономическая целесообразность», -- заявил газете «Время новостей» представитель OMV Бернхард Худик. Одно из главных препятствий заключается в том, что завод OMV построен для переработки нефти более высокого качества, чем нефть, поставляемая по «Дружбе».

Михаил Перфилов из Petroleum Argus сомневается и в возможности организации поставок нефти в Южную Германию. «Российская нефть поступает в бывшую ГДР из Польши, а нефтепровод, соединяющий Южную Германию и Чехию, создан для поставок нефти из Германии в Чехию. Вряд ли чехи согласятся развернуть поток нефти в обратную сторону, ведь тем самым они окажутся в полной зависимости от российских поставщиков», -- считает аналитик.

Планами экспансии в Европе и США ЮКОС не ограничивается. Один из главных проектов компании -- строительство нефтепровода из России (Ангарск в Иркутской области) в Китай (Дацин). «ЮКОС готов полностью профинансировать этот проект и полностью обеспечить его загрузку нефтью», -- заявил газете «Время новостей» Юрий Бейлин. Реализации проекта мешает позиция Минэнерго и госкомпании «Транснефть», которые предпочитают китайскому проекту строительство нефтепровода из Ангарска до одного из российских портов в Приморском крае. «Я не знаю, кто может дать гарантии по загрузке этой трубы и кто сможет ее профинансировать. ЮКОС считает этот проект гораздо менее эффективным. Он нам не интересен», -- утверждает г-н Бейлин.

Обилие труднопреодолимых препятствий, стоящих на пути экспортной экспансии ЮКОСа, заставляют сомневаться в скором воплощении амбициозных планов компании. Однако ее менеджеры настроены весьма оптимистично и надеются, что предложения ЮКОСа окажутся наиболее выгодными экономически не только для самой компании.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ