Квалификационная коллегия судей Москвы вчера досрочно прекратила полномочия судьи Басманного райсуда столицы Елены Ярлыковой, признав, что она выпустила на свободу вместо мелкого воришки его сокамерника, обвиняемого в совершении серии серьезных мошенничеств. При этом, как единогласно решила квалифколлегия, судья совершила сразу несколько серьезных нарушений как Уголовного, так и Уголовного-процессуального кодексов, а ее высокий профессионализм юриста-криминалиста лишь усилил подозрения в том, что совершены они были умышленно, а не по небрежности. В любом случае, даже если это и было ошибкой, последствия ее были слишком серьезными, а потому, как было постановлено вчера, судья не заслуживает ни прощения, ни снисхождения. Г-жа Ярлыкова просила дать ей возможность уйти по собственному желанию, коли ее сочтут виновной, но в этой просьбе ей было отказано.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», судья Елена Ярлыкова действительно имела богатый опыт по ведению уголовных процессов и считалась лучшим криминалистом в Басманном суде. За пять лет своей работы она вынесла приговоры фигуранту дела ЮКОСа главе компании «Росинкор» Дмитрию Величко и еще двум предполагаемым сообщникам Михаила Ходорковского -- бывшему замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимиру Переверзину и бывшему гендиректору «Ратибора» Владимиру Малаховскому. Кроме того, она же в свое время выносила решение о том, что расследование по так называемому второму делу ЮКОСа должно проводиться в Москве, а не в Чите, в СИЗО которого содержались Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Судья Ярлыкова выдавала санкцию на аресты бывшего замначальника ГСУ Дмитрия Довгия, вице-президента «Евросети» Бориса Левина и замначальника службы безопасности компании Андрея Ермилова. А совсем недавно, в мае, под ее председательством был вынесен приговор по громкому делу о мошенничестве в жилищно-строительном товариществе «Социальная инициатива».
«Елена Николаевна слушала самые сложные уголовные дела. Она юрист и судья от Бога, сильнейший криминалист в нашем суде, -- сказала председатель Басманного суда Ольга Солопова на вчерашнем заседании. -- С тяжелым сердцем я шла на эту коллегию, потому что не вижу логики в том, что произошло». Логики в действиях г-жи Ярлыковой не нашла и зампредседателя Мосгорсуда Евгения Колышницына, у которой за плечами более 20 лет опыта работы по уголовным делам. На заседании квалифколлегии она представляла председателя суда Ольгу Егорову, которая и написала представление о наложении на г-жу Ярлыкову дисциплинарного взыскания. «Хороший криминалист? Тем более непонятно, как могло так случиться. Человек, так хорошо знающий УК и УПК, никогда не допустил бы столько ошибок. Это просто невозможно. Бывает, что судьи ошибаются, но не с такими последствиями», -- сказала Колышницына.
В июле судье Ярлыковой пришлось пересматривать дело 30-летнего Владимира Гришова, которого в июне мировой судья осудил на полгода за попытку кражи из магазина. Молодой человек при этом находился под стражей с 4 февраля, и срок его наказания, таким образом, истекал уже 4 августа. Однако он все равно решил обжаловать приговор, указав, что мировой судья не стал допрашивать свидетелей, которые могли бы дать существенные для него показания, и наказание он посчитал чересчур суровым. Пересмотр дела судья Ярлыкова назначила на 20 июля. Но когда привезли подсудимого, оказалось, что отсутствуют его адвокат и представитель потерпевшего. Тогда слушание было перенесено на 24 июля, всего на четыре дня, что было сочтено впоследствии одним из нарушений, поскольку за такой короткий срок известить всех заинтересованных лиц невозможно, и, значит, судья отнеслась к делу формально.
Когда же оно было рассмотрено, г-жа Ярлыкова решила снизить наказание осужденному до 5 месяцев и 20 дней, и сразу освободила Гришова, поскольку этот срок как раз уже истек. Только оказалось, что выпустила она на самом деле другого человека. Им оказался 32-летний гражданин Узбекистана Дмитрий Баженов, который обвинялся по одиннадцати эпизодам чч. 2, 3 и 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в составе организованной группы в особо крупном размере).
Расследование его дела было уже завершено, и он числился за Останкинским райсудом. В ожидании начала процесса он сидел в СИЗО №4 на улице Вилюйской в Медведково в одной камере с Гришовым. Каким-то образом они договорились и «поменялись местами», поэтому в Басманный суд вместо Гришова приезжал Баженов, выдавая себя за него. Подмена обнаружилась 10 августа в СИЗО, о чем сразу же было сообщено в Басманный суд. В итоге по факту подмены в тюрьме было возбуждено уголовное дело, а г-жу Ярлыкову привлекли к дисциплинарной ответственности.
Судья не стала возражать, чтобы квалифколлегия рассматривала ее дело открыто, в присутствии журналистов. «Я не буду себя оправдывать, но и каяться тоже не буду, -- сказала она в начале своего выступления. -- Я расскажу все как было, по порядку».
Как следовало из ее слов, судья не могла понять, что Гришов -- это не Гришов, а Баженов, потому что Гришова никогда не видела, а оба раза в суд доставляли одного и того же человека, Баженова, и даже по фотографии невозможно было обнаружить подмену, поскольку они похожи. Представителю потерпевшего звонила секретарь суда, а то, что он не пришел, никого не удивило, потому что «на пересмотры дел по кражам из магазинов они обычно не ходят». Свидетелей, как сообщила г-жа Ярлыкова, она не стала вызывать сразу, но сделала бы это непременно, если бы осужденный об этом попросил. Но он хотел лишь смягчения наказания.
«Наказание должно быть соразмерно содеянному, -- объяснила судья свой поступок. -- Гришов признал себя виновным, раскаялся, ранее судим не был. Реального ущерба от его действий тоже не было, и он пытался похитить товар на сумму в 1,5 тыс. руб. Свидетели -- это два понятых и контролер торгового зала, им можно было бы позвонить, если бы возникла необходимость». Но поскольку ни свидетелей, ни потерпевшего не было, то и опознать Гришова никто не мог. Как призналась судья, она пожалела осужденного еще и потому, что он рассказал о больной раком матери.
Зампредседателя Мосгорсуда г-жа Колышницына задала г-же Ярлыковой ряд вопросов. Почему все-таки не были вызваны свидетели, если об их допросе Гришов просил в своей жалобе? Почему судью не смутило, что какой-то бродяга, укравший бутылку водки, вдруг заключает соглашение с адвокатом, отказываясь от бесплатного защитника? «Мы ни в чем вас не подозреваем, но с подобным решением в своей практике я сталкиваюсь впервые. Дело откладывается на четыре дня, а до окончания срока наказания Гришова остается десять дней. Свидетели и потерпевшие не вызываются. И Баженов поехал в суд вместо Гришова ведь не просто так, ради удовольствия. Он поехал, будучи уверенным, что его освободят, -- рассуждала г-жа Колышницына. -- Да и какие весы надо иметь, чтобы исчислять наказание в днях (согласно УК наказание исчисляется только в месяцах и годах. --
Ред.)? Хотя все это лишь предположения».
«Я просто не могу понять, как все это произошло, -- призналась Елена Ярлыкова. -- Я не говорю, что я белая и пушистая. Но умысла на нарушение закона и кодекса судейской этики у меня не было. Если же коллегия сочтет меня виновной, то единственное, о чем я прошу, разрешить мне уйти по собственному желанию». Но квалифколлегия на эту уступку не пошла и за наложение дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий проголосовала единогласно. Это решение теоретически можно обжаловать в судебном порядке, но г-жа Ярлыкова вчера сказала лишь, что сначала ей «нужно все по-человечески осознать и осмыслить».
Ее решение о смягчении наказания Гришову в конце августа было отменено президиумом Мосгорсуда по протесту прокуратуры, и дело направлено на пересмотр, хотя сам Гришов уже освободился.