|
|
N°166, 11 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Управление дефицитом
Правительству предстоит сделать выбор между внешними заимствованиями и расходованием Резервного фонда
На днях вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин раскрыл некоторые итоги заседания бюджетной комиссии по проекту финансового плана на 2010 год. Главная новость -- дефицит бюджета-2010 будет меньше планировавшихся 7,5% и составит 6,8%. За приятную неожиданность надо благодарить конъюнктуру цен на нефть и газ на мировых рынках. Эксперты радуются вместе с правительством, но предвидят непростой выбор для чиновников в этих условиях: экономить внутренние резервы или меньше брать взаймы у иностранных кредиторов.
Совещание по бюджетным проектировкам в минувший вторник началось в шесть вечера и закончилось лишь в 22.30, но министр финансов нашел в себе силы провести короткий брифинг для журналистов. Г-н Кудрин объявил, что проект бюджета будет строиться исходя из новых макроэкономических параметров: уточненный прогноз социально-экономического развития основан на оценке роста ВВП в 2010 году 1,6%, инфляции 9--10%, среднегодовой курс доллара -- 33,9 руб., стоимость барреля нефти -- 58 долларов.
Последний фактор окажет влияние уже на бюджет этого года -- дополнительные доходы составят, по разным оценкам, от 500 до 740 млрд руб., при этом экономия бюджетных средств достигнет более 140 млрд руб. «141 млрд руб. будет перераспределен с одних статей на другие, что позволит максимально исполнить бюджет и выполнить ряд задач, которые хотели выполнить в следующем году», -- еще раз напомнил министр.
Кроме того, как сообщил г-н Кудрин, в этом году правительство также готово выделить дополнительные 150 млрд руб. на капитализацию банков -- «хотя мы предполагаем, что не все эти средства будут использованы». «Мы ждем осени, начала зимы, и если у банков будет такая потребность, мы проведем капитализацию, если не потребуется, то основная капитализация в размере 250 млрд руб. произойдет в следующем году», -- предоставил выбор фактически самим банкам главный финансист.
С учетом такого режима наибольшего благоприятствования для выхода российской экономики из кризиса государство по-прежнему не хочет торопить события и раньше времени прибегать к внешним займам для дополнительного стимулирования экономического роста. «Действующая редакция Бюджетного кодекса позволяет совершать маневры между внешними и внутренними заимствованиями, но мы пока не планируем этого делать», -- еще раз подтвердил уже заявленную позицию Алексей Кудрин.
Что касается источников покрытия дефицита бюджета в будущем году, здесь вроде бы все достаточно очевидно: если условия для займов будут не слишком выгодными, то лучше пока взять по минимуму, учитывая, что эти же условия будут распространяться и на корпоративных заемщиков. Если же нам предложат действительно не слишком обременительные кредиты, то есть смысл брать их, придержав окончательное расходование Резервного фонда. Но при более внимательном рассмотрении в решение вопроса вмешиваются дополнительные факторы.
«На первый взгляд лучше тратить Резервный фонд, чтобы хотя бы сэкономить на обслуживании займов, в надежде, что пока мы тратим, все стабилизируется», -- говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. Но опять все упирается в завышенные социальные обязательства, которые уже нельзя отменить. И в случае ухудшения ситуации как внутри страны, так и на внешних рынках нужно иметь независимую от прочих обстоятельств заначку. «Хрен редьки не слаще, мы все время выбираем меньшее из двух зол, а пора уже начинать выбирать из лучшего и худшего», -- советует эксперт.
Что касается дополнительных средств, которые оказались не использованы распорядителями бюджета, их экономить нет нужды -- эффект от вливания этих денег в экономику уже был просчитан, и, следовательно, можно не опасаться непредвиденных последствий. «Нужно только с умом перераспределить их в пользу мер, которые будут иметь реальный антикризисный эффект», -- напоминает г-н Николаев.
«Возросшие доходы и в результате сокращение дефицита бюджета -- положительное событие», -- говорит Елена Южакова, заместитель генерального директора аудиторской компании «МКПЦН». Но теперь перед чиновниками встает вопрос, как разумно распорядиться этими средствами. Здесь, считает эксперт, решение должно быть ситуационным: «Брать больше или меньше займов, сохранять или тратить резервы -- политика в этом вопросе должна быть, на мой взгляд, гибкой и взвешенной. И в том, и в другом направлении имеется некий Рубикон -- критическая точка, выше (в случае привлечения займов) или ниже (в случае расходования резервов) которой не следует идти. Поэтому в нынешних условиях решения по данному вопросу, наверное, следует принимать исходя из конкретной складывающейся ситуации в краткосрочном периоде».
Юлия МИРОНОВА