|
|
N°165, 10 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сербской прогрессивной партии есть что предложить России»
Международный валютный фонд (МВФ) отложил решение вопроса о выделении Сербии очередного кредитного транша. Сербское правительство подписало соглашение с МВФ о кредите в 3 млрд евро в середине мая, но пока Белград получил лишь 800 млн евро. Руководство МВФ настаивает на проведении более жесткой налоговой политики и обещает вернуться к вопросу не ранее конца октября. Сербские СМИ полагают, что дальнейшая задержка резко ухудшит социально-экономическое положение и приведет к отставке кабинета и внеочередным выборам. Обнародованные вчера социологические данные говорят о том, что главным соперником правящей Демократической партии президента Бориса Тадича является Сербская прогрессивная партия, возникшая в октябре 2008 года после раскола в Сербской радикальной партии. О политических планах Сербской прогрессивной партии «Времени новостей» рассказал председатель партийного исполкома 56-летний Милан БАЧЕВИЧ.
-- Политическая сцена Сербии сегодня четко поляризована. На ней доминируют Сербская прогрессивная партия и Демпартия, образующая со своими сторонниками правительственную коалицию. Последние опросы показывают, что наша партия обходит президентскую партию на 3--3,5%, отражая волю 40% сербского электората.
-- Какие вопросы будут для партии приоритетными в случае прихода к власти?
-- Сербия уже многие годы живет среди столь многих проблем, что очень сложно выделить из этого длинного списка приоритеты. Это социально-экономические проблемы, с которыми граждане сталкиваются каждый день. Это преступность, взяточничество, коррупция, которые распространились так широко и глубоко, что среднестатистический гражданин Сербии именно в этих явлениях видит причины своих неудач.
Жители Сербии считают, что на свободе находится слишком много преступников, их все чаще называют пришедшим из России словом «олигарх». У нас это понятие приобрело еще более выраженную негативную окраску. Им принято обозначать всех богатых людей, чье состояние, как кажется многим, нажито преступным путем. Мы как политическая партия, естественно, пытаемся убедить граждан, что каждый преступник и вор имеет имя и фамилию, и не надо обобщать это явление и говорить, что все врачи -- воры, все профессора -- воры и так далее. Однако в сегодняшней Сербии практически не осталось ни одной сферы общественной жизни, где бы не было мафиозных отношений. Поэтому мы в свою программу включили всесторонне разработанную технологию борьбы с преступностью и мафиозными структурами.
-- А каковы внешнеполитические приоритеты? Есть ли в них место для России?
-- В сегодняшней Сербии нет партии, которая была бы больше заинтересована в развитии дружественных отношений с Россией, чем Сербская прогрессивная партия и ее лидер Томислав Николич. В нашей стране принято использовать тезис о дружбе с Россией в предвыборных целях. В своей огромной любви к России клялся перед президентскими выборами 2008 года Борис Тадич. Именно он красовался на всех фотографиях с церемонии подписания сербо-российского межправительственного соглашения о сотрудничестве в энергетической области (подписано в январе 2008 года перед вторым туром выборов в Сербии. -- Ред.), хотя на них должны были быть тогдашний премьер Воислав Коштуница и министр инфраструктуры Велимир Илич.
Но затем именно министры от партии Тадича и другие его высокопоставленные единомышленники стали главными оппонентами сотрудничества с Россией. Я же всегда утверждал, что в стратегическом плане интересам Сербии намного больше других проектов отвечает участие в российском проекте сооружения газопровода «Южный поток». Это создаст огромное число новых рабочих мест, принесет значительные капиталовложения, обеспечит нашей стране газовую и энергетическую независимость.
-- Сербскую оппозицию принято обвинять в стремлении отгородиться от западного мира...
-- Сербская прогрессивная партия выступает за хорошие отношения с Западом, как это и было ранее в традиции сербской истории. Разумеется, мы не забываем, что многие западные державы объединены в альянс, который бомбил нас в 1999 году и который сейчас отнимает у нас Косово. Однако Западная Европа, с которой мы исторически связаны тесными узами, -- реальность, которую мы не можем отменить. Наша действительно искренняя любовь к России не должна служить препятствием для хороших отношений с Западом.
-- Какой поддержки вы ожидаете от Москвы?
-- Сербская прогрессивная партия смотрит на Россию широко открытыми глазами. Я со всей ответственностью заявляю, что отношение нашей партии к России, ее народу является искренним. Нам есть что предложить России, но прежде нам надо прийти к власти. Не секрет, что Москва тем или иным образом помогла прийти к власти и удержаться при ней и Тадичу, и Коштунице, хотя симпатии российского общества в отношении этих сербских политиков не столь однозначны. Мы предлагаем России более теплое, более глубокое и более искреннее сотрудничество, чем нынешний уровень отношений между Москвой и Белградом. Мы партия, идущая к власти. Однако нам нужен сигнал и с вашей стороны.
Беседовал Петр ИСКЕНДЕРОВ