|
|
N°97, 03 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вертикаль от Дмитрия Козака
Каждый уровень власти получит свои полномочия и деньги
Президентская комиссия по разграничению полномочий между тремя уровнями власти закончила предварительную работу. В субботу председатель комиссии, замглавы администрации президента Дмитрий Козак положил на стол Владимиру Путину «Концепцию разграничения полномочий между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением». Президент, по данным газеты «Время новостей», познакомился с предложениями комиссии (они были оформлены в виде таблиц) и дал поручение руководителю своей администрации Александру Волошину до октября 2002 г. подготовить вместе с правительством соответствующие законопроекты. Предполагается, что в 135 действующих законов будут внесены поправки, кроме того не исключено, что появится несколько новых федеральных законов, разграничивающих полномочия и предметы ведения.
Согласно концепции г-на Козака, «конституционные предметы ведения должны трансформироваться в конкретные полномочия конкретного уровня публичной власти только в форме федерального закона». Что на деле означает ликвидацию системы договоров между центром и регионами (впрочем, 25 регионов уже отказались от договоров). Договоры останутся лишь «как формы уточнения, развития разграничения полномочий, как инструмент передачи друг другу центром и субъектами осуществления своих исполнительно-распорядительных полномочий». Контрольные функции при этом остаются за центром.
Необходимость законодательного раздела полномочий между уровнями власти назрела давно, поскольку сейчас толком неизвестно, кто за что отвечает. По «некоторым направлениям совместной компетенции центра и регионов», сказал один высокопоставленный кремлевский чиновник корреспонденту газеты «Время новостей», «у нас вообще не было законодательного регулирования». Множество законов, по его словам, создавалось «по принципам лоббирования» -- так, как удобно работать самим ведомствам (например, законы о здравоохранении, об МЧС, Минобороны). Но главная беда, по мнению сотрудника администрации президента, что «не прописано финансирование тех или иных функций»: федеральный центр оставляет на свои полномочия 100% необходимых средств, субъектам дает 60%, а до муниципалитетов доходит 30%. Поэтому-то они толком и не могут выполнять свои функции. А распределение средств, по мнению собеседника корреспондента газеты "Время новостей", должно быть «пропорциональным», тем более что реальная нагрузка -- там, где гражданин живет и получает основные выплаты и услуги.
В процессе работы комиссии, по словам того же источника, выяснилось, что надо еще провести ревизию бюджетной сферы и по возможности сократить ее, реструктуризировать госаппарат, сократить число чиновников, уменьшить социальные льготы и т.д. Многие эти решения народом будут встречены в штыки, и провести столь «непопулярные решения», по мнению чиновника, невозможно без помощи региональной власти.
Между тем региональные лидеры вряд ли добровольно станут помощниками Москвы в реализации таких непопулярных среди избирателей решений. И, похоже, Кремлю предстоит основательно укоротить поводок, на котором центр держит глав субъектов.
Первым шагом стало отлучение региональных баронов от сената, чтобы лишить их таким образом выхода на федеральный уровень и возможности проводить самостоятельную политику. И тем сенаторам, кто благодаря своему политическому весу выбивал невиданные финансовые вливания в регионы (как, например, бывший спикер Совета Федерации Егор Строев), пришлось, по словам источника, встать в общую очередь за дотациями. Следующим шагом, как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» информированный кремлевский чиновник, станет «выведение из-под руководителя субъекта территориальных федеральных структур, чтобы назначение, ротация и отставка прокуроров, судей и т.д. шли только по инициативе самого центра с минимальным согласованием с региональными лидерами».
Однако полной уверенности в том, что региональные лидеры, лишившись рычагов власти, построятся и заработают в полном согласии с федеральным центром, в Кремле, видимо, нет. Как нет и уверенности в том, что необходимые для реализации концепции комиссии Козака законопроекты легко пройдут в Федеральном Собрании. «Далеко не всегда совпадают интересы даже двух-трех ведомств, -- говорит кремлевский чиновник. -- Что уж говорить о том, что интересы правительства, администрации президента, Федерального Собрания и регионов могут быть противоположны». Поэтому центр и использует политические рычаги влияния, добавил источник.
Один из главных рычагов сегодня -- выборы глав субъектов федерации. В последнее время федеральный центр (это признал и собеседник корреспондента газеты «Время новостей») довольно серьезно начал вмешиваться в эти выборы. Еще несколько лет назад Москва пыталась сохранить хотя бы видимость нейтралитета, как, например, во время скандальных выборов главы Карачаево-Черкесии, когда Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром, вел бесконечные переговоры с претендентами на этот пост (Владимиром Семеновым и Станиславом Деревым). Сегодня же Москва не только решительно заявляет о поддержке того или иного кандидата (например, замгенпрокурора Василия Колмогорова на выборах главы Якутии), но и активно участвует в самой кампании (избрание Мурата Зязикова президентом Ингушетии при помощи сотрудников ФСБ). «По-прежнему идет раскачивание политических качелей, хотя мы и пытаемся выйти на путь правовых отношений, -- сказал кремлевский источник. -- Пока наш менталитет, генетика власти подталкивают нас к тому, чтобы использовать административные рычаги больше, чем требуется. Этим грешит федеральный центр по отношению к регионам, грешат субъекты федерации по отношению к местному самоуправлению, да и округа пытаются таким способом найти и расширить площадку собственных полномочий».
При этом, по его словам, «далеко не всегда при помощи центра избирается наиболее эффективный менеджер». «Бывает, что это делается просто из принципа, а кандидат не обладает достаточным набором необходимых качеств, чтобы возглавить регион. Да и Москва не всегда может привести достаточные аргументы, что человек, которого мы ведем, лучше, чем тот, кого мы ушли», -- считает кремлевский собеседник. И на выборы, по мнению источника, по-прежнему влияет масса субъективных причин, в том числе личные интересы разных властных или политических группировок, олигархов, «имеющих естественный выход на федеральный уровень».
Наш собеседник считает, что такие избирательные кампании ставят под сомнение легитимность самих выборов. И если выборы будут и впредь такими, когда можно «избрать даже обезьяну, не показывая ее населению», если мы демонстрируем населению такие кампании, может быть, их вообще не стоит проводить? Правда, подчеркнул он, президент -- за выборность руководителей субъектов федерации.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ