|
|
N°165, 10 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только руку протяни
В Молодежном театре поставили новый спектакль
«Как кот гулял, где ему вздумается» -- первый спектакль из запланированной в этом сезоне в РАМТе серии работ выпускников режиссерского курса Сергея Женовача. Учившаяся в России норвежка Сигрид Стрем Рейбо заново пересказывает сказку Киплинга -- и поставленный ею спектакль оказывается зрелищем умным и веселым одновременно.
Если кого-то смущает «кот» (нескольким поколениям российских читателей привычнее «кошка, которая гуляла сама по себе»), то надо заметить, что Рейбо лишь возвращается к Киплингу: у того независимый хвостатый наглец был мужского пола (The Cat Who Walked by Himself). Правда, стопроцентное соответствие автору режиссер обязательным не считает -- Собака у Киплинга тоже он, в спектакле же роль отдана актрисе. (В сказках великого англичанина вообще описывается мужской мир, вспомним, что и Багира в оригинале мужчина.) Но понятно, что эти перемены отмечает для себя не «целевой зритель» «Кота», потому что это спектакль, конечно же, детский.
Точнее, идеальный спектакль для похода в театр с ребенком. Совсем мелкое чадо будет просто хохотать, глядя, как узнаваемо замирает при первом поглаживании Собака, как счастливо глупеет «морда», когда для почесывания подставляется бок. Повизгивать от восторга, когда Дикий человек будет ползать по сцене «в поисках пропитания», и понимающе кивать, когда Женщина будет призывать всех к порядку и перед входом в пещеру все -- и Собака, и Лошадь -- будут снимать обувь. Потомок постарше оценит то, как Летучая мышь передает Коту тайные сообщения, сигналя фонариком (прямо шпионская история), и как Собака приноравливается к своей доле охранника, фланируя перед входом в пещеру. А мама, приведшая ребенка в театр, будет просто всхлипывать от смеха в момент, когда героиня на сцене пытается сделать сто дел сразу, младенец героини орет, ей нужно свернуть голову курице, чтобы приготовить ее на обед, и от общей замотанности ничем не лучше, чем эта самая курица с уже свернутой головой, -- ей в голову не приходит развлечь ребенка.
При этом никакой курицы на сцене нет. Она сыграна, обозначена руками актрисы -- тремя жестами буквально, но стопроцентно узнаваемо. И младенца никакого нет -- точнее, его играет тот же самый парень, что за несколько минут до этого был Лошадью. И пещеры никакой нет -- кусок пространства просто отгораживается цветастым ковром; тот же самый тонкий ковер при необходимости превращается и в брошенную Собаке кость, и необходимую Лошади охапку сена. Чистая театральная игра, ее кайф, великое ее удовольствие наполняют этот спектакль, специально предназначенный для того, чтобы объяснять малышне, что такое Театр. (Тут еще надо сказать, что играют «Кота» в «Черной комнате», на самой маленькой сцене РАМТа, и актеры работают буквально в двух шагах от публики; а для детей это же так важно, когда все происходит не где-то там, а вот -- только руку протяни.)
Есть ли у «Кота» недостатки? Ну еще не доведена до ума сцена в ночном лесу: она придумана как «теневой театр» и переговаривающиеся звери представлены тенями на стене. Тени эти простейшим образом собраны из пальцев -- так, как всем нам в детстве показывали родители, но пока картинка не очень точна, порой размыта и слегка колеблется. Все остальное сделано очень хорошо, и будет только справедливым назвать всех участников этой работы.
Денис Баландин -- элегантная, чуть кокетливая Лошадь. Александр Девятьяров -- меланхоличная Корова (впрочем, актер успевает сыграть и непредусмотренных Киплингом Богомола и Черепаху). Анна Ковалева -- та Женщина, что всегда дипломат, всегда мать и всегда немножко ведьма. Мария Рыщенкова -- Собака со странными тревожными глазами, и даже как-то неудобно становится, когда Женщина с легкостью ее «призывает на службу», что-то в статусе «первого друга» мерещится неправильное -- на друзей же не надевают ошейник. Роман Степенский -- Мужчина, глава семьи, добродушный неандерталец, которым женушка вертит как захочет. И, конечно, Алексей Мишаков -- Кот, вальяжный и самодовольный умница, после своего триумфа (разрешения пить молоко в пещере «всегда-всегда-всегда») разваливающийся на ковре, щелкающий невидимым пультом в невидимый телевизор и достающий из невидимого же холодильника бутылку вряд ли именно с молоком.
Играть «Кота» в сентябре будут и днем, и вечером, в октябре -- только днем. А следующей премьерой проекта «Молодые режиссеры -- детям» станет спектакль Екатерины Половцевой «Почти взаправду» (в основе -- сказки Тоона Теллегена). До нее осталось меньше месяца.
Анна ГОРДЕЕВА